Законодательство
Выдержки из законодательства РФ

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКЛЮЧЕНИЕ Комитета по делам женщин, семьи и молодежи от 22.09.1999
"НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОТЦОВСТВЕ"

Кем подготовлен
Комитет ГД ФС РФ по делам женщин, семьи и молодежи_Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по делам женщин, семьи и молодежи



ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ДЕЛАМ ЖЕНЩИН,
СЕМЬИ И МОЛОДЕЖИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 22 сентября 1999 года

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОТЦОВСТВЕ"

Законопроектом предпринята попытка упорядочения отношений между мужчинами и женщинами в части, касающейся установления происхождения детей, и, в первую очередь, при установлении, признании, оспаривании и регистрации отцовства. Урегулирование таких отношений носит личностно-доверительный характер, где существенно ограничено применение норм права, поскольку основополагающими здесь являются положения Конституции Российской Федерации, гарантирующие защиту прав и свобод человека и гражданина.
Необходимо отметить, что основные вопросы, затрагиваемые в законопроекте, в настоящее время урегулированы главой 10 Семейного кодекса Российской Федерации и главой VI Федерального закона "Об актах гражданского состояния". При этом в указанных главах содержатся нормы по определению происхождения детей, а также порядка и условий государственной регистрации установления отцовства.
Комитет не поддерживает законопроект по следующим причинам:
1. Статьи 5 и 6 законопроекта лишают мужчину права оспаривать отцовство в судебном порядке в случаях, если ребенок рожден в браке не от мужа матери, либо если ребенок рожден не от бывшего мужа матери в течение трехсот дней с момента расторжения брака. Это положение ущемляет законные права и интересы мужчин, поскольку противоречит части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод.
2. Как следует из пункта 2 статьи 5 законопроекта, право на исследование биологического отцовства по отношению к ребенку, рожденному в браке, возникает у мужчин лишь при условии расторжения брака. Указанная норма нарушает права мужчин, состоящих в браке, по сравнению с мужчинами, в браке не состоящими. Это противоречит части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации, гарантирующей равенство каждого перед законом и судом.
3. Статьей 17 законопроекта признается недействительной статья 49 Семейного кодекса Российской Федерации, которая определяет судебный порядок установления отцовства в случае рождения ребенка у родителей, не состоящих в браке. Реализация указанного положения возлагает всю ответственность за рождение внебрачного ребенка на женщину. Кроме того, это нарушает законные интересы детей, которые в соответствии с настоящим законопроектом будут вынуждены пополнять армию безотцовщины. Это противоречит части 3 статьи 19 и части 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации, которые гарантируют мужчинам и женщинам равные права и свободы и равные возможности их реализации, а также равные права и обязанности родителей в воспитании их детей.
4. Статья 7 законопроекта лишает права законного отцовства мужчину, если он состоит в кровном родстве с матерью (племянник, двоюродный брат и другие родственники матери). Случаи рождения детей у лиц, состоящих в кровном родстве, явление не редкое, которое нельзя исключить из поля правового регулирования. Реализация указанного положения освобождает законных отцов от содержания своих детей, нарушает интересы не только отцов, матерей и иных лиц, но и самих детей, лишая их права быть усыновленными родственниками по материнской линии в случае смерти матери либо ее недееспособности. Указанное положение противоречит части 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации, гарантирующей равенство прав и обязанностей родителей по воспитанию детей.
5. Статьи 10 - 12 законопроекта предусматривают принудительное тестирование мужчины и ребенка на биологическое родство при установлении законного отцовства в случае изнасилования женщины. Предлагаемая правовая норма, как основа урегулирования детородных отношений мужчин и женщин, противоречит конституционным правам человека и гражданина. Это связано с тем, что статьей 21 Конституции Российской Федерации установлено, что никто без добровольного согласия не может быть подвергнут медицинским, научным или другим опытам, не может быть подвергнут насилию, унижающему человеческое достоинство обращению.
Отсюда следует, что даже в случае зачатия ребенка в результате установленного судом факта изнасилования женщины вся ответственность за рождение ребенка возлагается на потерпевшую мать.
Таким образом, положения статей 10 - 12 практически исключают возможность реализовать такие цели законопроекта, как урегулирование детородных отношений мужчин и женщин, так и уменьшение безотцовщины (статья 1 законопроекта).
6. Законопроект вводит новые термины определения отцовства - биологическое, номинальное и законное (статья 2). Такая классификация лишает определенности процедуру установления происхождения ребенка, поскольку допускает возможность признания у одного ребенка двух отцов - отца номинального и отца законного (статьи 3 и 5). В частности, одна из основных новелл законопроекта (статья 5) в соответствии с ее названием ("Установление законного отцовства ребенка, родившегося в браке") должна определять процедуру установления отцовства. Однако из содержания данной нормы следует, что единственное отличие установления законного отцовства от номинального состоит в том, что запись о законном отце ребенка вписывается в удостоверение личности мужчины, а не в свидетельство о рождении ребенка (статьи 3, 4). Таким образом, законопроект в действительности не определяет процедуру установления отцовства, а только исключает возможность записи о законном отце в свидетельство о рождении ребенка.
Указанные положения противоречат главе 10 Семейного кодекса Российской Федерации, содержащей нормы по установлению происхождения детей, а также главе 2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния", устанавливающей единый порядок государственной регистрации рождения, сопровождающийся выдачей свидетельства о рождении ребенка.
Кроме того, исчерпывающий перечень наследников по закону не включает в себя термины "номинальный отец", "законный отец", равно как и "дети номинальных отцов" и "дети законных отцов", что приводит к коллизии законопроекта со статьей 532 Гражданского кодекса РСФСР.
7. Защита несовершеннолетних девушек от сексуальных домогательств и раннего вступления в сексуальные отношения, как одна из целей законопроекта (статья 1), носит декларативный характер. Это связано с невозможностью правоприменения статей 11 и 12, поскольку ни данным законопроектом, ни Гражданским, ни Семейным кодексами Российской Федерации не установлен возраст "сексуального совершеннолетия", либо "сексуального несовершеннолетия" матери. Кроме того, защита женщин от сексуальных домогательств урегулирована Уголовным кодексом Российской Федерации (статья 131 - 134).
Таким образом, представленный на обсуждение законопроект не достигает поставленных целей, противоречит Конституции Российской Федерации и существующему законодательству, ущемляет права и интересы не только мужчин и женщин, но и их детей при законодательном урегулировании принципиально важной проблемы - установления происхождения детей.
Учитывая изложенные выше положения, Комитет по делам женщин, семьи и молодежи предлагает отклонить проект Федерального закона "Об отцовстве", внесенный в Государственную Думу депутатом Государственной Думы Жириновским В.В.

Председатель Комитета
А.В.АПАРИНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru