Законодательство
Выдержки из законодательства РФ

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
"К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ"

Кем подготовлен
Правительство РФ_Правительство Российской Федерации



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ"

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. № Пр-237 (пункт 1) по реализации договоренностей, достигнутых на саммите Россия - Европейский союз в Гааге 25 ноября 2004 г., Правительству Российской Федерации поручено внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации на ратификацию Конвенцию Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (далее - Конвенция).
Законопроект направлен на реализацию положений Конституции Российской Федерации, закрепляющих права и свободы граждан: статьи 24 (запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия, обязанность со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы); части 4 статьи 29 (право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом).
Целью законопроекта является создание общих унифицированных требований к сбору и обработке (хранению, актуализации, использованию, раскрытию и предоставлению) персональных данных физических лиц (субъектов персональных данных) во всех сферах, где используются персональные данные.
Принятие Закона позволит создать необходимую правовую основу для реализации конституционных прав граждан, защиты общественных и государственных интересов, обеспечения законных интересов лиц, использующих персональные данные в своей деятельности.
Законопроект устанавливает критерии законности действий, связанных с обработкой персональных данных, а также пределы ограничения прав субъектов персональных данных в связи с обеспечением общественных интересов, безопасности государства и общественной безопасности.
Устанавливаются требования к информации, предоставляемой субъекту персональных данных во время сбора персональных данных, до момента обработки персональных данных или до момента передачи данных третьим лицам, что служит одним из правовых механизмов обеспечения прав субъекта персональных данных.
Законопроектом определяется общий запрет на обработку отдельных категорий персональных данных (особых персональных данных) без согласия на это субъекта персональных данных. К особым категориям персональных данных относятся сведения, раскрывающие расовое или этническое происхождение субъекта, его политические взгляды, религиозные или философские убеждения, а также сведения, касающиеся состояния его здоровья, сексуальных наклонностей, судимости. Действия с этими персональными данными без должных гарантий обеспечения прав субъекта персональных данных могут нанести ему повышенный ущерб. Одновременно законопроект перечисляет условия, при которых обработка персональных данных может быть произведена без получения предварительного согласия субъекта персональных данных (например для обеспечения его жизни и здоровья).
В целях обеспечения контроля за деятельностью операторов законопроект определяет права и обязанности органа государственной власти, уполномоченного в данной сфере, включая осуществление предрегистрационной проверки информационной системы обработки персональных данных, предъявление требований по блокированию, удалению недостоверных или полученных незаконным путем персональных данных, установление постоянного или временного запрета на обработку персональных данных, проведение расследований в порядке административного производства о нарушениях Закона.
Законопроект определяет принципы трансграничной передачи персональных данных. Эти принципы гармонизированы с основными международно-правовыми актами в области персональных данных, что позволит обеспечить соответствующий уровень защиты персональных данных и право на неприкосновенность частной жизни при передаче персональных данных в другие государства.
Законопроект позволит восполнить имеющийся в законодательстве пробел и создать необходимую общую правовую основу для регулирования отношений, связанных с обработкой персональных данных в различных сферах жизнедеятельности общества и государства.
Важнейшим внешнеполитическим последствием принятия будущего Закона следует назвать ратификацию Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных и практическую имплементацию ее положений в национальное законодательство, что не только создаст условия для выполнения взятых на себя Российской Федерацией международных обязательств, но и будет способствовать укреплению ее внешнеполитических позиций.





ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ"

Реализация Федерального закона "О персональных данных" потребует дополнительных расходов из федерального бюджета в части обеспечения деятельности уполномоченного органа по защите персональных данных.
В соответствии со статьей 24 проекта Федерального закона "О персональных данных" Правительство Российской Федерации определяет уполномоченный федеральный орган по защите персональных данных. Для осуществления деятельности органа необходима дополнительная численность штата центрального аппарата федерального органа исполнительной власти в количестве 50 человек.
Ориентировочные затраты на их содержание из средств федерального бюджета составят порядка 28 млн. руб. в год.





ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ, ДОПОЛНЕНИЮ
ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРОЕКТОМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ"

В связи с принятием законопроекта принимается Федеральный закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных" и Федерального закона "О персональных данных", в котором перечислены изменяемые федеральные законы.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru