Законодательство
Выдержки из законодательства РФ

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКЛЮЧЕНИЕ Комитета по информационной политике от 16.03.2006 № 77
"НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 231439-4 "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Кем подготовлен
Комитет ГД ФС РФ по информационной политике_Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по информационной политике



ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 16 марта 2006 г. № 77

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 231439-4 "О ВНЕСЕНИИ
ДОПОЛНЕНИЯ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Проектом Федерального закона предлагается дополнить статью 242 "Незаконное распространение порнографических материалов или предметов" Уголовного кодекса Российской Федерации примечанием, раскрывающим используемое в статье понятие "порнографические материалы или предметы".
Следует отметить, что наряду с понятием "порнографические материалы или предметы" для определения составов преступлений используются и такие понятия, как "предметы порнографического характера" (статья 242), "порнографическое изображение" и "зрелищные мероприятия порнографического характера" (статья 242.1), уточнение которых также было бы желательным.
Также необходимо отметить, что и в международном праве, и в российском законодательстве применяются конструкции и с использованием обобщенного понятия "порнография".
Так, например, понятие "порнография" используется при формулировании обязанностей телевещателя в Европейской конвенции по трансграничному телевидению (статья 7): все элементы программ, распространяемых телевещателями, "не должны быть непристойными и, в особенности, содержать порнографию".
В Законе Российской Федерации "О средствах массовой информации" (статья 4) установлен запрет на "распространение передач, пропагандирующих порнографию", а в Федеральном законе "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (статья 14) органам государственной власти Российской Федерации вменяется в обязанность принимать меры по защите ребенка от "распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей... порнографию".
Но определение такого обобщенного понятия, как "порнография", в российском законодательстве также отсутствует.
Также полагаем возможным наряду с установленным запретом на распространение порнографических материалов и предметов введение и запрета на распространение информации порнографического содержания.
Отметим, что понятие "порнографическое содержание" имеется в российском законодательстве (Руководство по возрастной классификации аудиовизуальных произведений, утвержденное Приказом Министра культуры РФ "Об утверждении Руководства по возрастной классификации аудиовизуальных произведений, положения и состава Межведомственной конфликтной комиссии по возрастной классификации аудиовизуальных произведений" № 192 от 5 марта 2001 года (в редакции от 5 марта 2003 года).
Таким образом, если говорить о раскрытии используемых понятий (если таковое раскрытие представляется необходимым и возможным), прослеживается необходимость комплексного, согласованного решения по раскрытию всех понятий, связанных с предметами, материалами, действиями и информацией порнографического характера и содержания.
Раскрытие понятия "порнография", например, предлагается Женевской международной конвенцией о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими 1923 г. Но предлагаемое ею понятие, использующее такое словосочетание, как "непристойное, грубое изображение", не облегчает применения понятия на практике.
В целом же влияние международно-правовых актов на урегулирование на национальном уровне отношений в этой сфере не представляется существенным.
Как отмечается в комментариях юристов МВД по применению данной статьи, с учетом судебно-следственной практики, понятие "порнография" по-разному трактуется законодательствами различных государств, в зависимости от позиций, занимаемых в этих вопросах законодательной властью и обществом, и во многом определяется национальными традициями, религиозными и нравственными установками <1>. Следует отметить, что и в рамках нашего многонационального государства это понятие также может по-разному трактоваться, в зависимости от уровня сексуальной культуры, определяемой многообразием национальных, территориальных, религиозных и в целом социокультурных факторов.

   --------------------------------

<1> Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: Расширенный уголовно-правовой анализ/Под общ. ред. В.В. Мозякова. N-е изд., перераб. и доп. М.: Экзамен, 2004. С. 621.

Представляют свое видение проблемы и пути ее решения и ученые-социологи <1>.
   --------------------------------

<1> Средства массовой коммуникации: между эротикой и порнографией/Телефорум: Научно-публицистический журнал. № 2. 2005. С. 125.

Вместе с тем нельзя утверждать, что применение статьи 242 УК РФ без точного раскрытия всех используемых понятий совершенно невозможно.
Российские правоведы полагают, что ввиду сложности однозначного толкования правового понятия "порнография", проведения четкой границы между порнографией и эротикой отнесение правонарушения к наказуемому в соответствии со статьей 242 УК РФ (признание предметов или материалов порнографическими) должно осуществляться на основе соответствующих экспертиз (сексологической, искусствоведческой, литературоведческой и пр.) <1>.
   --------------------------------

<1> Коряковцев В.В., Питулько К.В. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. 2-е изд. СПб.: Питер, 2006. С. 597.

Из этого посыла делается практически рациональный вывод, что для единообразного применения статьи 242 УК РФ на всей территории РФ представляется необходимым (и, добавим, может быть, вполне достаточным) иметь официальное толкование понятия "порнография", которое мог бы дать Верховный Суд Российской Федерации <1> с учетом социокультурных факторов, имеющих влияние на трактовку этого понятия.
   --------------------------------

<1> Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: Расширенный уголовно-правовой анализ/Под общ. ред. В.В. Мозякова. N-е изд., перераб. и доп. М: Экзамен, 2004. С. 621.

Таким образом определение понятия "порнографические материалы или предметы", предлагаемое рассматриваемым законопроектом, с одной стороны, не устраняет неопределенности всех понятий, сопутствующих понятию "порнография", с другой стороны, содержит в себе такие неоднозначные термины, как "грубо натуралистическое... изображение", "принятые в обществе моральные нормы", "художественная или научная ценность", "разжигание чувственной страсти", использование которых не вносит необходимой ясности в определяемое понятие, и, по мнению Комитета по информационной политике, его введение в качестве примечания к статье 242 УК РФ нецелесообразно.
Комитет Государственной Думы по информационной политике не поддерживает принятие законопроекта в представленной редакции.

Председатель Комитета
В.Я.КОМИССАРОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru