Законодательство
Выдержки из законодательства РФ

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
"К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"

Кем подготовлен
Кармазина Р.В._Кармазина Р.В.
Лахова Е.Ф._Лахова Е.Ф.
Фральцова Т.А._Фральцова Т.А.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"

Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" новой статьей 14.1, устанавливающей ограничения на пребывание несовершеннолетних в отдельных общественных местах.
Предлагаемая статья дополняет Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" специальными правовыми гарантиями обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий при посещении общественных мест.
В этих целях устанавливается безусловный запрет на допуск лиц в возрасте до 18 лет в помещения организаций или индивидуальных предпринимателей, предназначенные для проведения азартных игр и (или) пари либо используемые для реализации товаров (услуг), эксплуатирующих интерес к сексу (интим-салоны, пип-шоу, стриптиз-шоу и т.п.), а также в организации общественного питания, предназначенные для потребления (распития) алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе (пивные бары, рюмочные и другие).
Допуск лиц в возрасте до 18 лет в иные места, доступные для посещения неопределенного круга лиц и предназначенные для использования в сфере развлечений и (или) досуга (включая ночные клубы, кабаре, открытые площадки, используемые для проведения зрелищно-развлекательных мероприятий), а также оказания услуг по предоставлению доступа к сети "Интернет", в период с 23 часов до 6 часов местного времени предлагается разрешить только в сопровождении родителей или лиц, их заменяющих.
Введение указанных ограничений на федеральном уровне основано на общепризнанных принципах и нормах международного права, провозглашающих необходимость приоритетной и особой защиты государством всех без исключения несовершеннолетних.
Например, в Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года, установлен принцип, согласно которому ребенку не должны разрешаться занятия, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали бы его физическому, умственному или нравственному развитию.
Международные правовые акты, законодательные акты ряда зарубежных стран признают допустимость ограничения законом прав и свобод, если это необходимо в интересах национальной безопасности или общественного порядка, в целях предотвращения преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц.
Так, например, Конвенция ООН о правах ребенка, признавая право несовершеннолетних на отдых и досуг, ограничивает это право разрешением на участие ребенка только в таких играх и развлекательных мероприятиях, которые соответствуют его возрасту (статья 31).
Предлагаемый законопроект соответствует части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 21) установлено, что дееспособность гражданина возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. Согласно статьям 63, 64 Семейного кодекса Российской Федерации до достижения ребенком восемнадцатилетнего возраста родители остаются его законными представителями, несут полную ответственность за его воспитание и развитие, обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
За неисполнение обязанностей по воспитанию ребенка, злоупотребление родительскими правами они могут быть привлечены к административной (статья 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), уголовной (статьи 125, 156 Уголовного кодекса Российской Федерации) ответственности, лишены родительских прав или ограничены в этих правах. В связи с этим осуществление прав несовершеннолетних детей должно осуществляться с учетом прав и ответственности родителей, что закреплено статьями 5 и 18 Конвенции ООН о правах ребенка.
Законодательство предоставляет подросткам до достижения ими совершеннолетия право на вступление в брак, право на совершение сделок, право на занятие предпринимательской деятельностью, право на заключение трудового договора, право на эмансипацию и ряд других прав.
Вместе с тем предоставляемые несовершеннолетним права, во-первых, не могут быть использованы в ущерб основным, базовым правам детей, в частности их праву на безопасность во всех сферах жизни (статьи 3, 5, 33, 34, 41 и другие Конвенции ООН о правах ребенка); во-вторых, эти права предоставляются в соответствии с установленной законом процедурой и при соблюдении определенных законом условий; в-третьих, предоставление таких прав требует обязательного согласия родителей либо иных законных представителей, органов опеки и попечительства.
Так, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет ряд сделок могут заключать только с письменного согласия своих законных представителей (часть 1 статьи 26 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Трудовой кодекс Российской Федерации хотя и допускает заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста 18 лет (статья 63), но при этом запрещает применение труда несовершеннолетних граждан на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию: игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами (статья 265).
Законодательством большинства стран мира предусмотрен запрет пребывания несовершеннолетних в ночных барах и иных ночных увеселительных и игорных заведениях. Посещение детьми зрелищных мероприятий ограничивается в зависимости от их содержания и времени суток, установлена ответственность лиц, нарушающих эти правила и создающих неблагоприятные условия для воспитания детей и подростков.
Например, принятый 23 июля 2002 года в Германии Закон об охране молодежи запрещает пребывание детей и подростков в возрасте до 18 в ночных барах или ночных клубах, в подобных им развлекательных заведениях (абзац 3, § 4), а также в публичных игровых залах или прочих подобных помещениях, предназначенных преимущественно для азартных игр (абзац 1, § 6).
Посещение несовершеннолетними иных общественных заведений и мероприятий ограничивается в зависимости от вида заведения или характера мероприятия, возраста ребенка и иных обстоятельств, указанных в Законе. Так, в период от 24 до 5 часов утра не разрешается пребывание в местах общественного питания без сопровождения лица, управомоченного на опеку или на воспитание (абзац 1, § 4), а также участие в общественных танцевальных мероприятиях (абзац 1, § 5) не только малолетним детям, но и подросткам в возрасте от 16 до 18 лет.
Законом Грузии "О защите несовершеннолетних от вредного влияния" от 28 сентября 2001 года введены запреты на допуск несовершеннолетних в игорные заведения и к игровым автоматам для азартных игр в любое время суток (статья 13), а также в бары и ночные клубы с 23 до 8 часов (статья 15).
Настоящим законопроектом одновременно с введением ограничений на пребывание несовершеннолетних в отдельных общественных местах, предназначенных для использования в сфере развлечений и (или) досуга, а также оказания услуг по предоставлению доступа к сети "Интернет", предлагается установить административную ответственность лиц, осуществляющих деятельность в данной сфере, за нарушение указанных ограничений.
В этих целях Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предлагается дополнить новой статьей 20.29, устанавливающей ответственность должностных и юридических лиц за допуск несовершеннолетних в указанные общественные места.
Право составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, предлагается предоставить должностным лицам органов внутренних дел, а рассмотрение дел об указанных административных правонарушениях отнести к компетенции мировых судей.
В этих целях предлагается внести изменения в подпункт первый пункта 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающий полномочия должностных лиц органов внутренних дел по составлению протоколов об административных правонарушениях и в пункт 1 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которым определяется компетенция судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях.
Предлагаемый законопроект повысит уровень правовых гарантий защиты нравственности, здоровья, духовного развития, прав и законных интересов детей, реализации права родителей на их воспитание, а также предупреждения вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.





ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.





ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ, ИЛИ ПРИНЯТИЮ
В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ
ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru