Законодательство
Выдержки из законодательства РФ

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
"К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ НЕЗАКОННОГО ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Кем подготовлен
Залепухин Н.П._Залепухин Н.П.
Митрофанов А.В._Митрофанов А.В.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ЧАСТИ НЕЗАКОННОГО ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Суть законопроекта состоит в том, чтобы исключить из статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за уклонение от выезда из Российской Федерации иностранных граждан по истечении определенного срока пребывания и ввести в Уголовный кодекс Российской Федерации признак - уклонение от выезда из Российской Федерации и незаконное пребывание в Российской Федерации свыше 30 суток.
Авторы законопроекта считают необходимостью ужесточить ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - иностранные граждане) за уклонение от выезда из Российской Федерации и незаконное пребывание их в Российской Федерации свыше 30 суток. Для этого в статью 322 Уголовного кодекса Российской Федерации вносится наказание за уклонение от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания и незаконное пребывание их в Российской Федерации свыше 30 суток в виде лишения свободы на срок до трех лет.
Самый большой поток иностранных граждан прибывает к нам из стран СНГ: Украины - 42 процента, Молдавии - 14, Кыргызстана - 11, Армении - 10, Таджикистана - 7 процентов. Из дальнего зарубежья основной поток прибывающих иностранных граждан составляет Китай.
Иностранные граждане устремляются в основном в крупные города - Москву, Екатеринбург, Красноярск, Новосибирск и другие, где ищут себе работу, "обрастают" родственниками, торгуют, строят, а часто создают или "подпитывают" криминальные структуры. На строительных объектах работают 48,6 процента, в торговле и общественном питании - 31,7 процента, в промышленности - 12,9 процента, и только около 5 процентов приезжают для посещения родственников и по другим причинам. При этом на одного официального работающего иностранного гражданина приходятся 10 незаконно работающих и уклоняющихся от выезда и незаконно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан.
Опасаясь штрафов, задержания и депортации, незаконно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане не стремятся к контактам с органами власти, становясь легкой добычей недобросовестных работодателей и криминальных структур. Именно с ними чаще всего ассоциируются побочные беды для граждан Российской Федерации: участие в террористических организациях, транспортировка наркотиков, контрабанда, организованная преступность. По данным Всеобщей конфедерации профсоюзов, более 100 тысяч жительниц СНГ промышляют на территории России предоставлением секс-услуг.
По информации МВД, незаконно пребывающими в Российской Федерации иностранными гражданами совершается около 40 тысяч преступлений в год. Зачастую именно они являются "инструментами" в руках наркоторговцев.
В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях в статье 18.8 предусмотрена ответственность для иностранного гражданина, который нарушает режим пребывания на территории Российской Федерации. В частности, иностранный гражданин должен практически незамедлительно, а именно в течение трех дней, зарегистрироваться в органах внутренних дел. В противном случае, а также если он нарушит установленные правила въезда в Российскую Федерацию, либо у него не окажется документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо если он эти документы потеряет и не сообщит об этом в органы, либо будет передвигаться по России незаконным образом, то ему грозит наложение административного штрафа в размере от 10 до 15 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Одновременно в этой же статье 18.8 установлена ответственность за "нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства установленного порядка регистрации либо передвижения или порядка выбора места жительства, а равно несоблюдение правил транзитного проезда через территорию Российской Федерации".
Таким образом, иностранные граждане, не зарегистрировавшиеся в течение трех дней и незаконно пребывающие в Российской Федерации в течение нескольких месяцев или нескольких лет, имеют один и тот же административный штраф - от 10 до 15 МРОТ с выдворением или без такового.
Более строгий административный штраф устанавливается в ч. 1 ст. 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в которой нарушение должностным лицом организации (независимо от формы собственности), принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, обеспечивающей их обслуживание или выполняющей обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации и транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка их регистрации, оформления документов на право их пребывания, проживания, передвижения, изменения места жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 25 до 100 МРОТ; на юридических лиц - от 100 до 3 тыс. МРОТ. Практически, по данным МВД, только отдельные должностные лица привлекались к ответственности в течение 2005 - 2006 годов.
По данным Центрального банка Российской Федерации, за 12 месяцев - с апреля 2004 года по апрель 2005 года - через систему денежных переводов и почту в страны СНГ официально ушло 737 миллионов долларов США; по данным Центра демографии и экологии человека Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН, за 2005 год ушло около 970 миллионов долларов США. Фактически иностранные граждане в несколько десятков раз больше отправляют в свои государства средства нелегальным путем, обеспечивая свои семьи и поддерживая экономику Украины, Грузии, Молдавии, Таджикистана, Армении, Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Узбекистана и других государств. По данным МВД, нелегальные иностранные граждане вывозят ежегодно 13 - 15 миллиардов долларов США, не облагаемых налогами.
Авторы законопроекта считают, что исключение из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административного наказания за уклонение от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока и включение наказания в Уголовный кодекс Российской Федерации за уклонение от выезда из Российской Федерации в виде преступления позволит принять не только более жесткие меры, но и остановить незаконную миграцию, которая захлестнула не только Российскую Федерацию, но и большинство европейских стран. В большинстве европейских стран, а также в США введена уголовная ответственность за незаконное пребывание иностранных граждан свыше предусмотренного срока пребывания.
Уклонение от выезда из Российской Федерации по истечении одного месяца после определенного иностранному гражданину срока пребывания должно быть не административным наказанием, а должно квалифицироваться как преступление и наказываться так же, как и за преступление, по аналогии с незаконным пересечением Государственной границы Российской Федерации без действительных документов, или организация бизнеса для незаконного въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию.
Авторы законопроекта считают, что уклонение от выезда из Российской Федерации и незаконное пребывание иностранных граждан в Российской Федерации в течение месяца преследует цели, нередко несовместимые с целями посещения Российской Федерации и сознательно нарушающие законодательство Российской Федерации.
Принятие законопроекта может оказать положительное влияние не только на сокращение числа уклоняющихся от выезда из Российской Федерации иностранных граждан и их незаконного пребывания в Российской Федерации, но и улучшит криминогенную обстановку в стране, даст возможность российским гражданам получить работу и уменьшит отток денежных средств в страны СНГ.
Авторы законопроекта учли, что вся статья 18.8 в Кодексе сохраняется и "нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, либо в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо в утрате таких документов при неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган, либо в несоблюдении установленного порядка регистрации либо передвижения или порядка выбора места жительства, а равно в несоблюдении правил транзитного проезда через территорию Российской Федерации" остается и позволит применять все меры к нарушителям, вплоть до депортации.
Таким образом депортация остается в статье 18.8.
Авторы законопроекта считают, что уклонение от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока (мы установили 30 дней) должно наказываться в уголовном порядке - до трех лет. Это сразу изменит отношение иностранных граждан к выезду за пределы Российской Федерации.
Принятие проекта Федерального закона не потребует дополнительного расходования средств из федерального бюджета, не потребует дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации.





ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ЧАСТИ НЕЗАКОННОГО ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части незаконного пребывания иностранных граждан в Российской Федерации" не потребует дополнительного расходования средств из федерального бюджета, не потребует дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации.





ПЕРЕЧЕНЬ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ РАЗРАБОТКЕ И ВВЕДЕНИЮ
В ДЕЙСТВИЕ ИЛИ ОТМЕНЕ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ПРОЕКТА
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ
НЕЗАКОННОГО ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

В случае принятия проекта Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части незаконного пребывания иностранных граждан в Российской Федерации" не потребуется внесения изменений в другие законодательные акты Российской Федерации.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru