Законодательство
Выдержки из законодательства РФ

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
"К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"

Кем подготовлен
Кармазина Р.В._Кармазина Р.В.
Лахова Е.Ф._Лахова Е.Ф.
Скоч А.В._Скоч А.В.
Фральцова Т.А._Фральцова Т.А.
Хайруллин А.Н._Хайруллин А.Н.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"

Законопроектом в целях предупреждения причинения вреда здоровью, нравственному и духовному развитию, правам и законным интересам ребенка предлагается дополнить Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" статьей 14.1, устанавливающей ограничения на пребывание лиц до достижения ими возраста 18 лет (за исключением признанных в установленном законом порядке полностью дееспособными) в отдельных местах, предназначенных для осуществления деятельности в сфере торговли, общественного питания, развлечений, досуга либо предоставления доступа к сети Интернет.
Устанавливается безусловный запрет на пребывание лиц до достижения ими возраста 18 лет (за исключением признанных в установленном законом порядке полностью дееспособными) в помещениях юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, предназначенных для реализации товаров и (или) услуг, эксплуатирующих интерес к сексу (интим-салоны, пип-шоу, стриптиз-шоу и т.п.), а также в пивных ресторанах, винных и пивных барах, рюмочных и других аналогичных по ассортименту реализуемой продукции специализированных организациях общественного питания, предназначенных для потребления (распития) алкогольной продукций либо пива и напитков, изготавливаемых на его основе, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции.
Пребывание лиц до достижения ими возраста 18 лет (за исключением признанных в установленном законом порядке полностью дееспособными) в других местах, предназначенных для реализации услуг в сферах общественного питания, развлечений, досуга (включая ночные клубы, кабаре, открытые площадки, используемые для проведения зрелищно-развлекательных мероприятий), а также услуг по предоставлению доступа к сети Интернет, в период с 23 часов до 6 часов местного времени предлагается разрешить только в сопровождении родителей или лиц, их заменяющих (усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей).
С учетом того что в установленных законом случаях (вступление в брак, эмансипация) несовершеннолетний приобретает гражданскую дееспособность в полном объеме до достижения им возраста 18 лет, законопроектом специально предусматривается не распространять на данную категорию несовершеннолетних предлагаемые ограничения.
Вводимые законопроектом ограничения соответствуют части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, а также статье 38 Конституции Российской Федерации, гарантирующей охрану детства.
Введение указанных ограничений на федеральном уровне основано также на общепризнанных принципах и нормах международного права, признающих допустимость ограничения законом прав и свобод граждан, в том числе несовершеннолетних, если это необходимо в интересах национальной безопасности или общественного порядка, в целях предотвращения преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, а также провозглашающих необходимость приоритетной и особой защиты государством всех без исключения несовершеннолетних.
В Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года, установлен принцип, согласно которому ребенку не должны разрешаться занятия, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.
Конвенция ООН о правах ребенка, признавая право несовершеннолетних на отдых и досуг, ограничивает это право разрешением на участие ребенка только в таких играх и развлекательных мероприятиях, которые соответствуют его возрасту (статья 31).
Законодательством большинства стран мира предусмотрен запрет пребывания несовершеннолетних в ночное время в барах, а также в иных увеселительных и игорных заведениях. Ограничивается посещение детьми зрелищных мероприятий, в зависимости от их содержания и времени суток. Установлена ответственность лиц, нарушающих эти правила и создающих тем самым неблагоприятные условия для воспитания детей и подростков.
Так, например, принятый 23 июля 2002 года в Германии Закон об охране молодежи запрещает пребывание детей и подростков в возрасте до 18 лет в ночных барах или ночных клубах, в подобных им развлекательных заведениях (абзац 3 § 4), а также в публичных игровых залах или прочих помещениях, предназначенных преимущественно для азартных игр (абзац 1 § 6). Посещение несовершеннолетними иных общественных заведений и мероприятий ограничивается в зависимости от вида заведения, характера мероприятия, возраста ребенка и иных обстоятельств, указанных в Законе. Так, в период от 24 до 5 часов утра не разрешается пребывание детей и подростков до 18 лет в местах общественного питания без сопровождения лица, управомоченного на опеку или на воспитание (абзац 1 § 4), а также участие в общественных танцевальных мероприятиях (абзац 1 § 5).
Законом Грузии "О защите несовершеннолетних от вредного влияния" от 28 сентября 2001 года введен запрет на допуск несовершеннолетних в игорные заведения и к игровым автоматам для азартных игр в любое время суток (статья 13), а также в бары и ночные клубы с 23 до 8 часов (статья 15).
Ограничения, аналогичные предлагаемым настоящим законопроектом, уже предусмотрены действующим федеральным законодательством в части недопущения розничной продажи несовершеннолетним алкогольной продукции (часть 2 статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"), пива и напитков, изготавливаемых на его основе (статья 2 Федерального закона "Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе"), а также запрета на посещение игорных заведений (часть 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации").
Органам местного самоуправления предлагается предоставить право в порядке, устанавливаемом субъектами Российской Федерации, определять на территориях соответствующих муниципальных образований перечни конкретных помещений и иных мест, пребывание в которых лиц до достижения ими возраста 18 лет (за исключением признанных в установленном законом порядке полностью дееспособными) запрещено или ограничено в соответствии с предлагаемым законопроектом.
Наряду с дополнением Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" статьей 14.1 законопроектом предлагается внести ряд изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Главу 6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую ответственность за административные правонарушения, посягающие в том числе на здоровье населения и общественную нравственность, предлагается дополнить статьей 6.16, включив в нее нормы, устанавливающие административную ответственность родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, а также лиц, осуществляющих деятельность в сфере торговли, общественного питания, развлечений, досуга либо предоставления доступа к сети Интернет, за несоблюдение установленных проектируемой статьей 14.1 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" ограничений.
Рассмотрение дел об указанных административных правонарушениях предлагается отнести к компетенции мировых судей, а право составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных предлагаемой статьей, предоставить должностным лицам органов внутренних дел и членам комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В этих целях соответствующие изменения предлагается внести в часть 1 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой определяется компетенция судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях, а также в пункт первый части 2 и абзац второй части 5 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающие полномочия должностных лиц органов внутренних дел и членов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по составлению протоколов об административных правонарушениях.
Реализация предлагаемых законопроектом норм призвана способствовать предупреждению вовлечения детей в совершение преступлений и антиобщественных действий, укреплению правовых гарантий защиты жизни, здоровья, нравственности, духовного развития, прав и законных интересов детей, обеспечению их безопасности.





ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.





ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ
В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ
ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru