Законодательство
Выдержки из законодательства РФ

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКЛЮЧЕНИЕ Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи от 17.01.2008
"НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 447482-4 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ", ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О РЕКЛАМЕ" И КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"

Кем подготовлен
Комитет ГД ФС РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи_Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по информационной политике, информационным технологиям и связи



ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ,
ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ И СВЯЗИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 17 января 2008 года

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 447482-4
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ", ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О РЕКЛАМЕ" И КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"

(в части установления запрета на выпуск и распространение
эротических средств массовой информации, предназначенных
для несовершеннолетних)

Как декларируется авторами законопроекта, он направлен на "упорядочение общественных отношений, складывающихся в связи с распространением эротических средств массовой информации (СМИ) в целях защиты нравственности, чувств и убеждения граждан, нормального развития несовершеннолетних".
В этой связи отметим, что общественные отношения могут быть урегулированы не только нормами права. Но если регулирование предполагается осуществлять используя правовые механизмы, то должны быть соблюдены основные принципы построения этих механизмов. Один из них - использование однозначно понимаемых правовых понятий, в первую очередь понятия субъектов и объектов правового регулирования. Другой - синхронизация вновь вводимых норм с уже действующим правовым полем.
Вместе с тем в представленном тексте законопроекта имеется много мест, не удовлетворяющих этим принципам.
Так, например, давая определение понятию "эротическое СМИ", авторы используют понятие СМИ, предлагая также, что "эротическими СМИ" могут быть и непериодические издания. Определение понятию СМИ уже дано Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ), в состав которого и предлагается внести определенные изменения. Одним из основных признаков этого понятия является периодичность распространения массовой информации. Поэтому предложение о том, чтобы в одном тексте использовалось понятие СМИ, в одном случае включающее в себя признак только периодичности распространения, а в другом, наряду с этим, и непериодичности, - недопустимо.
Одним из критериев, по которому предлагается "обычное" СМИ отделять от "эротического СМИ", вводится критерий "эксплуатации интереса к сексу" который в свою очередь раскрывается через понятия "информации о сексе" и "изображений сексуального характера". Введение последних никак не добавляет определенности в понятие "эротических СМИ", и при их принятии лишь усложнит правоприменительную практику.
Необходимо отметить неудачную конструкцию абзаца второго новой редакции статьи 37 Закона о СМИ, предлагаемой авторами, из текста которого можно понять возможность существования "эротических СМИ", специально предназначенных для несовершеннолетних, что не совпадает с общими целями предлагаемых изменений, декларируемых авторами в пояснительной записке к законопроекту (защита нравственности, чувств и убеждений граждан, нормального развития несовершеннолетних). Представляется, что более правильным было бы говорить об информации определенного состава, не запрещенного в общем виде к распространению, и введении ограничений для получения этой информации несовершеннолетними.
Также представляется недопустимым введение обязательности продажи продукции "эротических СМИ" только в непрозрачной упаковке, поскольку полностью исключает для покупателя (потребителя) возможность реализовать свое право на выбор определенного товара. Кроме того, такое ограничение представляется одновременно и избыточным, поскольку вполне достаточно ограничения на место продажи продукции такого рода СМИ, которое предлагается установить новой редакцией статьи 37 Закона о СМИ.
Предоставление права субъектам Российской Федерации устанавливать в безграничном режиме дополнительные запреты и ограничения на распространение эротических СМИ и меру ответственности за нарушение этих запретов и ограничений также представляется недопустимым. При предоставлении таких прав теряет смысл установление тех или иных ограничений на федеральном уровне и открывается путь к возможному беспредельному ограничению прав и законных интересов других лиц.
Исходя из вышесказанного, неприемлемости принятия изменений, предлагаемых для внесения в Закон о СМИ, не представляется целесообразным рассматривать изменения, которые авторы предлагают внести в ФЗ "О рекламе" и в Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Эти и иные моменты отмечаются и в заключениях Правового управления Государственной Думы и Правительства РФ, которое не поддерживает принятие законопроекта в первом чтении. На многие из них обращает внимание и Комиссия Совета Федерации по информационной политике, которая также не поддерживает принятие законопроекта.
Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи предлагает отклонить представленный законопроект.

Председатель Комитета
В.Я.КОМИССАРОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru