Законодательство
Выдержки из законодательства РФ

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПУ Аппарата ГД ФС РФ от 12.03.2008 № 2.2-1/855
"ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 447482-4 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ", ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О РЕКЛАМЕ" И КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"
(повторно к первому чтению)

Кем подготовлен
ПУ Аппарата ГД ФС РФ_Правовое управление Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации



ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 12 марта 2008 г. № 2.2-1/855

ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 447482-4
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ", ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О РЕКЛАМЕ" И КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"

(повторно к первому чтению)

Рассмотрев представленный законопроект, сообщаем следующее.
Положение абзаца первого предлагаемой редакции статьи 37 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" (далее - Закон) следует согласовать с определением понятия средства массовой информации, содержащимся в статье 2 Закона, которое не относит к средству массовой информации непериодическое печатное издание, приложение к периодическому или непериодическому печатному изданию. При этом следует учесть, что видео- или кинохроникальная программа является разновидностью программы как средства массовой информации.
Также с указанным определением средства массовой информации следует согласовать положение абзаца четвертого примечания к предлагаемой редакции статьи 37 Закона, поскольку данное определение не относит к средству массовой информации отдельный номер или выпуск средства массовой информации. При этом следует учесть, что согласно положению абзаца второго указанного примечания к статье 37 соответствие отдельного номера печатного издания предусмотренным данным абзацем критериям является основанием отнесения самого печатного издания к категории эротических средств массовой информации.
Требует уточнения взаимосвязь положений абзацев третьего, четвертого и пятого новой редакции статьи 37 Закона, поскольку в абзацах третьем и четвертом данной статьи говорится в том числе о запрете распространения выпусков эротических радио- и телепрограмм в указанные проектом праздничные, памятные, траурные и иные дни, в то время как в соответствии с абзацем пятым данной статьи распространение выпусков эротических радио- и телепрограмм допускается только в ночное время - с 1 часа до 4 часов по местному времени. Также целесообразно уточнить, к каким ночным выпускам эротических радио- и телепрограмм применяется указанный выше запрет - к осуществляемым в ночь перед наступлением праздничных или иных указанных дней или в ночь после таких дней.
Абзацем шестым новой редакции статьи 37 Закона предлагается установить, что розничная продажа продукции эротических средств массовой информации допускается только в запечатанных непрозрачных упаковках.
В этой связи следует отметить, что согласно положениям Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" потребитель имеет право получать от изготовителя (исполнителя, продавца) необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора (статьи 8, 9). Такая информация должна доводиться до сведения потребителей в наглядной и доступной форме. С учетом проектируемого проектом ограничения потребитель лишится возможности получать информацию о приобретаемом товаре (например, информацию о таких выходных данных средства массовой информации, как название, номер выпуска и дата его выхода в свет, о редакции, издателе, типографии, рекомендуемой цене товара - см. статью 27 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации").
Также полагаем, что с точки зрения обеспечения защиты интересов граждан, в том числе несовершеннолетних, применение предлагаемых проектом требований к упаковке продукции эротических средств массовой информации является излишним при наличии ограничений, касающихся мест розничной продажи такой продукции, предусмотренных в абзаце третьем действующей редакции и абзаце седьмом предлагаемой редакции статьи 37 Закона.
Положение абзаца девятого новой редакции статьи 37 Закона о праве субъектов Российской Федерации устанавливать законами дополнительные запреты и ограничения в области распространения выпусков эротических радио- и телепрограмм и розничной продажи эротических средств массовой информации требует доработки с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 27.05.2003 № 9-П, согласно которой запреты и иные установления, закрепленные в законе, должны быть определенными, ясными, недвусмысленными. Неопределенность содержания правовой нормы допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и тем самым - нарушения принципа равенства, а также принципа верховенства закона.
Требует определения или уточнения понятие "изображение сексуального характера", используемое в примечании к предлагаемой редакции статьи 37 Закона, тем более что оно служит одним из критериев отнесения средства массовой информации к эротическому средству массовой информации. Также требует определения понятие услуги сексуального характера, используемое в пункте "а" статьи 2 проекта.

И.о. Начальника Управления
М.Н.ЛАСТОЧКИНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru