Законодательство
Выдержки из законодательства РФ

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
"К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Кем подготовлен
Напсо Ю.А._Напсо Ю.А.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

(по вопросу применения пожизненного лишения свободы
за изнасилование и насильственные действия
сексуального характера)

В средствах массовой информации все чаще подымается вопрос об ужесточении мер наказания за изнасилование, особенно если оно повлекло смерть потерпевшей, и также за мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера с применением насилия, если они повлекли смерть потерпевшего (потерпевшей).
Немаловажными факторами совершения преступлений, устанавливаемых статьями 131 "Изнасилование" и 132 "Насильственные действия сексуального характера" Уголовного кодекса Российской Федерации, являются алкоголизм и наркомания преступников, совершающих сексуальные преступления.
Рекламирование, смакование средствами массовой информации тех форм отклоняющегося поведения, которые считались неприемлемыми в нравственном отношении (проституция, сутенерство, открытый разврат, наркомания, токсикомания, азартные игры, сексуальная эксплуатация женщин и детей), создают впечатление естественности и неизбежности. В результате возрастает терпимое отношение общества к различного рода социальной и физиологической патологии. То, что раньше отвергалось как совершенно недопустимое или, по крайней мере, порицалось, в последнее время часто констатируется прессой и телевидением.
Уголовно-правовая охрана нормального полового развития несовершеннолетних является одной из важнейших гарантий гармоничного развития личности, формирования ее нравственно-социальной основы.
За изнасилование или насильственные действия сексуального характера, повлекшие смерть потерпевшей (потерпевшего), должно быть наказание более строгое, даже если оно произошло по неосторожности.
Такая мера наказания, как лишение свободы на срок от восьми до пятнадцати лет, установленная в статьях 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации, которую суды применяют, позволяет преступникам выйти из мест лишения свободы по разным причинам (условно-досрочному освобождению от отбывания наказания, амнистия и др.). К сожалению, став намного изворотливей, преступники, выйдя на свободу, очень часто продолжают свои преступные действия, и поэтому, по данным прокуратуры, около 50% преступлений подобного рода не раскрываются или раскрываются с большими опозданиями. За это время преступники успевают совершить многочисленные преступления с жертвами со смертельным исходом.
Таким образом, преступления, связанные со смертью потерпевших, с отягчающими обстоятельствами - изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера, должны наказываться не лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет, а более строго - лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет, пожизненным лишением свободы либо смертной казнью.
Пожизненное лишение свободы является наиболее суровым видом наказания после смертной казни. С последней его объединяет то, что оба наказания носят исключительный характер: их задачей является уже не исправление преступника, а полное устранение из общества (так называемая абсолютная частная превенция).
В настоящее время пожизненное лишение свободы предусмотрено в законодательстве более половины государств, в т.ч. в таких странах Австралия, Австрия, Аргентина, Беларусь, Великобритания, Канада, Россия, США, Украина, Франция, Япония и др.
По данным средств массовой информации, 800 лет тюремного заключения за изнасилование детей был вынесен калифорнийским судом в начале 2007 года 36-летнему Ф. Эвардсу, который в ходе расследования признался в изнасиловании 40 детей. В США преступления на сексуальной почве наказываются самым жестоким образом. В 20 штатах США действует закон, по которому всех, кого суд признает виновным в совершении преступления на сексуальной почве (даже без смертельного исхода), приговаривают к пожизненному лишению свободы. В ряде штатов действует закон, по которому все педофилы вносятся в общенациональный список, им запрещено приближаться к местам, где находятся дети, ближе чем на один километр, и все соседи об этом в округе оповещаются.
Во Франции также контролируются все, кто отсидел срок за сексуальные преступления против несовершеннолетних.
Законопроект предусматривает внесение изменений в статьи 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации и в статью 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Пункт "а" части 3 статьи 131 "Изнасилование", предусматривающий наказание за смерть потерпевшей в виде срока лишения свободы от восьми до пятнадцати лет необходимо исключить, квалифицировав его в виде части 4, установив более строгое наказание в виде лишения свободы на срок от восьми до двадцати лет, либо пожизненного лишения свободы, либо смертной казни.
Подпункт "а" части 3 статьи 132 "Насильственные действия сексуального характера", предусматривающий наказание за смерть потерпевшего (потерпевшей) в виде срока лишения свободы от восьми до пятнадцати лет, необходимо исключить, квалифицировав его в виде части 4, установив более строгое наказание по аналогии с вносимой частью 4 в статье 131.
В связи с предлагаемыми изменениями - установление пожизненного заключения либо смертная казнь в статьях 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации, вносятся изменения в статью 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Подсудность уголовных дел, связанных с пожизненным лишением свободы либо смертной казнью, должна быть предоставлена Верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа.
Принятие данного законопроекта не потребует дополнительного расходования средств из федерального бюджета.
В законопроекте учтены замечания Правительства Российской Федерации от 29 июля 2008 года № 3396п-П4, указанные в официальном отзыве, и Верховного Суда Российской Федерации, указанные в официальном отзыве от 04.05.2008, исх. № 2/общ-935.





ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

(по вопросу применения пожизненного лишения свободы
за изнасилование и насильственные действия
сексуального характера)

Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (по вопросу применения пожизненного лишения свободы за изнасилование и насильственные действия сексуального характера) не потребует дополнительного расходования средств из федерального бюджета, дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации.





ПЕРЕЧЕНЬ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ РАЗРАБОТКЕ И ВВЕДЕНИЮ
В ДЕЙСТВИЕ ИЛИ ОТМЕНЕ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ПРОЕКТА
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

(по вопросу применения пожизненного лишения свободы
за изнасилование и насильственные действия
сексуального характера)

В случае принятия проекта Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (по вопросу применения пожизненного лишения свободы за изнасилование и насильственные действия сексуального характера) не потребуется внесения изменений и дополнений в другие законодательные акты Российской Федерации.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru