Законодательство
Выдержки из законодательства РФ

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
"К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСУ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН, ДОСТИГШИХ ВОЗРАСТА 16 ЛЕТ, В ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ И В ПРОВЕДЕНИИ РЕФЕРЕНДУМА"

Кем подготовлен
Жириновский В.В._Жириновский В.В.
Журко В.В._Журко В.В.
Иванов С.В._Иванов С.В.
Лебедев И.В._Лебедев И.В.
Напсо Ю.А._Напсо Ю.А.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОПРОСУ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН, ДОСТИГШИХ ВОЗРАСТА 16 ЛЕТ,
В ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДЕПУТАТОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ И В ПРОВЕДЕНИИ РЕФЕРЕНДУМА"

Проблема изменения возрастного ценза в России для участия в выборах решается в течение более ста лет. Лучшие умы человечества занимались этой проблемой. В 1905 году великий русский ученый Д.И. Менделеев высказался об избирательном праве детей и политическом представительстве их интересов - некоем детском цензе для депутатов Государственной Думы. Вскоре замечательный польский педагог и писатель Януш Корчак охарактеризовал положение детей как "закрепощенного класса" и впервые ввел понятие социальной, политической и гражданской равноценности ребенка и взрослого.
В последние годы эта идея вообще приобрела достаточно массовое звучание. В США действует Ассоциация за избирательное право детей, в Германии за те же цели борется молодежная группа, которая довела проблему до обсуждения в бундестаге.
В избирательных системах мира существует понятие "возрастной ценз". Причем, упоминая о возрастном цензе, юристы указывают с тем, что возрастной ценз может быть нижним и верхним. Нижний возрастной ценз в разных странах мира определен по-разному - от 16 до 21 года. Именно в этом возрасте житель той или иной страны получает одно из важнейших гражданских прав - право выбора. С этого момента он становится полноценным гражданином.
Группа журналистов, юристов, политологов неоднократно выступила с идеей снижения избирательного ценза. Их аргумент базировался на следующей логике. Кто сказал, что человек в 18 лет радикально отличается по своему мировоззрению и умственным способностям от человека в 16 лет? Опрос школьников показывает, что они вообще хотели бы снизить возрастной ценз на выборах до 14 - 15 лет. Практикующиеся в различных регионах игры "школьных парламентов" и "президентов школы" давно пристрастили учащихся к избирательной культуре - по крайней мере, им не надо объяснять, что такое волеизъявление, бюллетень, урна для голосования и каким образом необходимо голосовать. Приходится только удивляться и приветствовать уровню политической подкованности и политической осведомленности подрастающего поколения.
Интересы несовершеннолетних - четверти населения государства Российской Федерации - напрямую не представлены в избирательной системе. Не пора ли несколько понизить возрастной ценз для избирателя?
Законопроектом предлагается предусмотреть правовые нормы для участия граждан в возрасте 16 лет в выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и в проведении референдума.
Кроме участия в выборах несовершеннолетние граждане в возрасте до 18 лет лишены права:
быть членами избирательных комиссий даже с правом совещательного голоса;
сбора подписей избирателей и оформления подписных листов в поддержку Президента Российской Федерации, в поддержку выдвижения федерального списка избирателей и участников референдума;
привлекаться к предвыборной агитации;
на внос пожертвований;
на использование изображений вместе с кандидатами.
Эти ограничения не связаны с правом участия в выборах, но даже и они запрещены.
После окончания средней школы несовершеннолетние граждане, не достигшие возраста 18 лет, имеют право поступать в высшие учебные заведения, в том числе в высшие военные учебные заведения, которые предусматривают принятие воинской присяги, закрепление за ними боевого оружия, охраны с оружием в руках различных объектов, в том числе складов с боеприпасами. В то же время они не имеют права участвовать в выборах, так как им не исполнилось 18 лет.
В соответствии со статьей 20 Уголовного кодекса Российской Федерации, несовершеннолетние лица, достигшие возраста 16 лет, привлекаются к уголовной ответственности за совершенные преступления.
В этой же статье лица, достигшие возраста 14 лет, привлекаются к уголовной ответственности за убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), похищение человека (статья 126), изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), кражу (статья 158), грабеж (статья 161), разбой (статья 162), вымогательство (статья 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167), террористический акт (статья 205), захват заложника (статья 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 213), вандализм (статья 214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267).
В соответствии со статьей 2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
Необходимо отметить, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года № 828 "Об утверждении положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" в подпункте 1 установлено, что паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации, паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации. Срок действия паспорта при получении с 14 лет сохраняется до 20 лет.
Статьей 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что при проживании по месту жительства или по месту пребывания гражданин Российской Федерации, обязан иметь удостоверение личности гражданина (паспорт). Проживание без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей.
Авторы законопроекта считают, что изменения, касающиеся уменьшения возраста граждан Российской Федерации с 18 лет до 16 лет, позволяющие принимать участие в выборах, необходимо внести в Федеральные законы "О выборах Президента Российской Федерации", "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О политических партиях", а также в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предлагаемые в законопроекте изменения в Федеральном законе "О политических партиях", в котором ограничен возраст (18 годами) гражданина Российской Федерации для вступления в политическую партию и возможности внесения пожертвований политической партии и ее региональным отделениям, необходимы потому, что возможность участия граждан в выборах с возраста 16 лет связана с возможностью стать членом политической партии и принимать участие в избирательных комиссиях, агитации, сбора подписей и оформлении подписных листов.
Внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо для устранения противоречий, которые могут возникнуть с принятием законопроекта, так как статья 5.11 устанавливает административное наказание в виде штрафа от 1 тысячи рублей до 2 тысяч рублей за проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом, а равно привлечение к проведению предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, которые не достигнут на день голосования возраста 18 лет, в формах и методами, которые запрещены федеральным законом.
Уменьшение возраста граждан Российской Федерации с 18 лет до 16 лет, позволяющих принимать участие в референдуме, авторы законопроекта вносят отдельным законопроектом в Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации".
Принятие проекта Федерального закона не предусматривает введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуск государственных займов, изменения финансовых обязательств, внесения изменений в другие федеральные законы, которые будут предусматривать расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, не потребует дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации.





ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОПРОСУ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН, ДОСТИГШИХ ВОЗРАСТА 16 ЛЕТ,
В ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДЕПУТАТОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ И В ПРОВЕДЕНИИ РЕФЕРЕНДУМА"

Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу участия граждан, достигших возраста 16 лет, в выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы и в проведении референдума" не предусматривает введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств, внесения изменений в другие федеральные законы, которые будут предусматривать расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, не потребует дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации.





ПЕРЕЧЕНЬ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ РАЗРАБОТКЕ И ВВЕДЕНИЮ
В ДЕЙСТВИЕ ИЛИ ОТМЕНЕ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ПРОЕКТА
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСУ
УЧАСТИЯ ГРАЖДАН, ДОСТИГШИХ ВОЗРАСТА 16 ЛЕТ, В ВЫБОРАХ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДЕПУТАТОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ И В ПРОВЕДЕНИИ РЕФЕРЕНДУМА"

В случае принятия проекта Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу участия граждан, достигших возраста 16 лет, в выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы и в проведении референдума" не потребуется внесения изменений и дополнений в другие законодательные акты Российской Федерации.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru