Законодательство
Выдержки из законодательства РФ

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






s8.txt.032
docs

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Комитета по охране здоровья от 24.12.2008
"ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 141018-5 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Кем подготовлен
Комитет ГД ФС РФ по охране здоровья_Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по охране здоровья



ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 24 декабря 2008 года

ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 141018-5 "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ
ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел проект Федерального закона № 141018-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Законопроектом предлагается установить ряд мер, направленных на сохранение здоровья и обеспечение духовного и нравственного развития детей, формирование у них навыков здорового образа жизни и предоставления возможности субъектам Российской Федерации с учетом местных особенностей и традиций устанавливать своими законами нормы по недопущению негативного воздействия ряда факторов на здоровье и развитие детей.
Комитет по охране здоровья отмечает, что в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. В Декларации прав ребенка обращено внимание на то, что "ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения". В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" детство признается важным этапом жизни человека, а государственная политика в интересах детей является приоритетной.
Комитет по охране здоровья считает, что предлагаемое законопроектом введение норм является актуальным и своевременным. Введение законопроектом нормы "защита детей от негативного воздействия на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие" несомненно усилит обязательства государства, осуществляемые в интересах детей и направленные на охрану здоровья.
Вместе с тем Комитет отмечает следующее:
Законопроектом устанавливаются меры по недопущению нахождения лиц, не достигших возраста 14 лет, в помещениях юридических лиц или лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, предназначенных исключительно для реализации товаров сексуального характера, в пивных ресторанах, винных и пивных барах, рюмочных и иных местах, предназначенных для реализации алкогольной продукции, пива, напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных местах, нахождение в которых может нанести вред физическому, духовному и нравственному развитию ребенка. Однако следует отметить, что перечисленные выше объекты (пивные рестораны, винные и пивные бары, рюмочные и иные места, в которых происходит реализация алкогольной продукции, пива, напитков, изготавливаемых на его основе), как правило, не являются объектами, где происходит "исключительная" реализация алкогольной продукции, большинство из них - это пункты общественного питания, востребованные населением, включая семьи.
В соответствии с законопроектом субъектом правоприменения являются исключительно лица, не достигшие возраста 14 лет. В то же время Конвенцией о правах ребенка ребенком признается каждое человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста. Согласно Федеральному закону "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" ребенком является лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия). Статьей 21 Гражданского кодекса Российской Федерации дееспособность гражданина в полном объеме устанавливается только с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста (или со времени вступления в брак). Комитет по охране здоровья информирует, что по данным официальной статистики и экспертным оценкам особо уязвимой группой населения с точки зрения их взросления, социальной адаптации, особенностей становления физического и психического здоровья детей, формирования репродуктивной функции являются дети в возрасте от 14 до 18 лет. Однако дети этой возрастной группы не включены в законопроект.
Законопроектом предложено введение нормы, устанавливающей меры по недопущению нахождения лиц, не достигших возраста 14 лет, в ночное время в местах, предназначенных для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания, развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе (за исключением организаций культуры, учреждений и организаций, предназначенных для образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей), и иных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих).
Комитет по охране здоровья считает, что введение данной нормы приводит к некоторым противоречиям с положением, предусмотренным статьей 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции", согласно которому розничная продажа алкогольной продукции не допускается в детских, образовательных и медицинских организациях; в организациях культуры (за исключением расположенных в них организациях общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях, несовершеннолетним, то есть детям до достижения ими возраста 18 лет (совершеннолетия).
Кроме того, Комитет полагает необходимость уточнения понятия, предусмотренного законопроектом, - "лица, заменяющие родителей, а также лица, осуществляющих мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию детей, содействию их социальной адаптации, социальной реабилитации и (или) иные мероприятия с участием детей", приведения в соответствие с действующим законодательством этого понятия, и уточнения органа, уполномоченного формировать список этих лиц.
Комитет по охране здоровья также предлагает дополнительное использование в законопроекте термина "здоровье" наряду с термином "физическое развитие", поскольку влияние любых факторов (биологических, медицинских, средовых, экопатологических, социальных и других) отражается не только на массо-ростовых характеристиках ребенка и гармоничности его развития, но и на работе всех органов и систем детского организма, процессах адаптации, формировании и развитии заболеваний как острых, так и хронических.
Конвенцией о правах ребенка признано, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, а государство в максимально возможной степени обеспечивает выживание и здоровое развитие ребенка. В соответствии с нормами международного права ребенок должен быть обеспечен такой защитой и заботой, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов, других лиц, несущих за него ответственность по закону.
Комитет по охране здоровья поддерживает законодательную инициативу, направленную на решение такой важной и необходимой проблемы, как законодательное обеспечение мер, направленных на сохранение здоровья и обеспечение духовного и нравственного развития детей.
Принимая во внимание вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает законопроект концептуально и отмечает необходимость рассмотрения высказанных предложений.

Председатель Комитета
О.Г.БОРЗОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru