Законодательство
Выдержки из законодательства РФ

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
"К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 56 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Кем подготовлен
Гильмутдинов И.И._Гильмутдинов И.И.
Тараканов П.В._Тараканов П.В.
Таскаев В.П._Таскаев В.П.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬЮ 56 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

В настоящее время криминальная ситуация в России остается напряженной. Особое опасение вызывает рост числа преступлений, направленных против половой неприкосновенности и половой свободы личности малолетних детей, а также преступлений, связанных с распространением наркотиков, и в целом рост рецидивной преступности.
Преступные посягательства на детей выглядят более чем угрожающе. В СМИ все чаще появляется информация об исчезновениях, изнасилованиях, убийствах детей и подростков на территории всей Российской Федерации. По статистике, число зарегистрированных случаев посягательства взрослых лиц в отношении несовершеннолетних существенно возросло. Количество случаев полового сношения и иных действий сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, увеличилось с 1632 в 2005 году до 3081 в 2006 и до 3911 в 2007 году. Количество случаев развратных действий в отношении несовершеннолетних с 2005 года также увеличилось к 2007 году в 1,5 раза.
По данным Следственного Комитета при Прокуратуре Российской Федерации, только за 2007 год в отношении несовершеннолетних было совершено 161 тысяча преступлений, 2500 детей погибли, и примерно 2800 был нанесен тяжкий вред здоровью. В органы внутренних дел в 2007 году от родителей поступила 1 тысяча 328 сообщений о пропавших детях. В целом за последние шесть лет количество сексуальных преступлений против малолетних выросло в 26 раз. И это только официальная статистика.
Не менее напряженной является ситуация с незаконным оборотом наркотиков, которая является угрозой безопасности российского государства. Масштабы наркоугрозы в России, как и во всем мире, вышли на один уровень с такими глобальными проблемами, как международный терроризм и локальные войны.
Особое опасение вызывает увеличение контрабанды наркотических средств на территорию России. К примеру, в ходе операции "Канал", которая проходила с 15 по 22 сентября 2008 года, оперативниками было изъято свыше 11 тонн наркотиков, из них почти тонна героина, 3,3 тонны гашиша, 11 кг кокаина и около 45 кг синтетических наркотиков.
По данным ФСКН, ежегодно в России изымается около 140 тонн наркотиков (из них около 1,5 тонны героина). И это лишь десятая часть незаконного оборота наркотиков. При этом необходимо отметить, что лишь 3 - 5% от выявленных случаев - это случайные люди в контрабандном бизнесе. А 90% невыявленных сумм и товаров - стабильный бизнес. Это свидетельствует о колоссальных размерах ввозимых в Российскую Федерацию наркотиков и о необходимости срочной борьбы с ними.
Рост числа преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, происходит на фоне общей наркотизации страны. Только по официальным данным в России находится на учете более 540 тысяч граждан, систематически потребляющих наркотики. А по неофициальной оценке ФСКН общее число наркоманов в Российской Федерации перевалило за 5,1 млн. человек. Из-за употребления наркотиков ежегодно гибнет от 70 до 100 тысяч человек.
Угрожающей является и ситуация с рецидивной преступностью: фиксируется рост числа осужденных, совершивших два и более преступлений, вновь совершивших преступления в период отбывания наказания за ранее совершенные преступления, а также в период условного осуждения. В среднем по стране рецидив составляет треть всех совершенных преступлений. А среди лиц, ранее отбывших наказание в местах лишения свободы, доля многократного рецидива достигает половины всех совершенных рецидивных преступлений.
Необходимо отметить, что хотя уровень преступности в западных странах значительно ниже, чем в России, уголовное законодательство в Европе и США не только более строгое, но и продолжает ужесточаться. Так, например, в Испании в 1988 году за торговлю сильными наркотиками максимальный срок заключения был доведен до 23 лет и четырех месяцев вместо прежних 12, а в Великобритании в 1985 году срок наказания за торговлю наркотиками класса А <1> увеличили с 14 лет до пожизненного лишения свободы. В США также в 1986 году было ужесточено наказание за изготовление и распространение наркотиков, которое предусматривает лишение свободы на срок не менее 10 лет и вплоть до пожизненного, а при повторном совершении указанных деяний - от 20 лет до пожизненного заключения. Именно благодаря строгости наказания преступников уровень преступности в западных странах значительно ниже российского.

   --------------------------------

<1> К классу А относятся более 100 наименований наркотиков, в том числе героин, кокаин, препараты опиума и т.д.

В связи с вышеизложенным можно констатировать, что в настоящее время в уголовном законодательстве России по целому ряду преступных деяний существует значительный разрыв между общественной опасностью совершенного преступления и сроком наказания за него. Тем самым нарушается принцип справедливости. Лица, совершившие преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности малолетних детей, а также преступления, связанные с незаконным производством, сбытом или пересылкой наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, должны наказываться лишением свободы на более длительный срок, чем это предусмотрено действующим уголовным законодательством. В настоящее время в Государственную Думу внесен законопроект по введению системы административного надзора за преступниками. Необходимость принятия данного Федерального закона вызвана осложнением криминальной ситуации в России, а также отсутствием четкого правового регулирования в сфере административного надзора. Однако, безусловно, данные меры не смогут полностью решить проблему рецидива преступлений. Только ужесточение наказания за подобные тяжкие деяния будет являться реальным сдерживающим фактором от их совершения. Уголовное законодательство давно нуждается в этом для достижения наилучшего результата в борьбе с преступностью.
И здесь следует отметить, что реформирование российского законодательства в части ужесточения уголовного законодательства уже началось. Так, например, в первом чтении принят внесенный Правительством Российской Федерации Федеральный закон об усилении уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств водителями, находящимися в состоянии алкогольного и (или) наркотического опьянения. Ежегодно под колесами пьяных - водителей гибло до 30 тысяч человек, и только введение с 1 января 2008 года более строгих мер за использование автотранспорта в нетрезвом виде позволило снизить эту цифру на 15%. В то же время от использования наркотиков ежегодно умирает в три раза больше человек, что говорит о крайней актуальности ужесточения наказания за распространение наркотиков.
Не менее актуальной является необходимость ужесточения уголовной ответственности за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности малолетних детей, поскольку "мягкое" уголовное законодательство, действующее в Российской Федерации, объективно не позволяет наказать преступника адекватно степени общественной опасности совершаемого им преступления. Незначительные сроки, на которые осуждаются преступники, зачастую уменьшаются вдвое и даже втрое при применении условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.
Так, например, за изнасилование малолетнего ребенка преступник может получить всего восемь лет и выйти из мест лишения свободы уже через неполных пять с половиной лет. Аналогичное наказание и аналогичная возможность выйти из мест лишения свободы российское уголовное законодательство предусматривает для случаев насильственных действий сексуального характера в отношении малолетнего ребенка, а также насильственных действий сексуального характера, повлекших по неосторожности тяжкий вред здоровью или даже смерть потерпевшего (потерпевшей).
В Санкт-Петербурге недавно слушалось дело так и не раскаявшегося питерского маньяка-педофила Дмитрия Вороненко, которого судили за изнасилование четырех девушек, двоим из которых не было и 12 лет. Маньяк не только изнасиловал несовершеннолетних, но также и убил их. Родственники потерпевших требовали смертной казни, однако сейчас в России действует мораторий на смертную казнь. Показательным в этом деле является тот факт, что преступник ранее неоднократно привлекался к уголовной ответственности за подобные преступления и последний раз был досрочно освобожден за "примерное поведение". Применив к нему ранее более жесткие меры, можно было избежать смерти четырех человек. Или, например, 30 мая 2006 года 35-летний педофил Сергей Горюнков по кличке "Доберман", виновный в сексуальной эксплуатации несовершеннолетних, развратных действиях и насилии, похищении детей и вовлечении их в кражи, был осужден по 135 статье Уголовного кодекса "Развратные действия" всего на 2 года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении и при этом еще и вышел на свободу условно-досрочно в декабре того же года. Выйдя на свободу, он продолжил свою преступную деятельность.
Чрезмерно "мягкое" наказание предусмотрено также и за распространение наркотиков, в том числе за совершенное организованной группой, либо в отношении малолетнего ребенка, либо в особо крупном размере. Что касается организации либо содержания притонов для потребления наркотиков, то здесь Уголовный кодекс РФ устанавливает ничтожные сроки наказания по сравнению с общественной значимостью наносимого вреда - от двух месяцев до четырех лет. Даже за организацию притона для потребления наркотиков, совершенное организованной группой, можно получить всего три года и выйти из мест лишения свободы условно-досрочно через полтора года.
Так, например, известный цыганский наркобарон Алексей Колмыков по кличке "Мультик" был осужден за незаконный оборот наркотиков и хранение огнестрельного оружия всего на два с половиной года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. Однако в колонии он провел всего девять месяцев, после чего был условно-досрочно освобожден за "хорошее поведение". Выйдя на свободу, он продолжил свой наркобизнес и спустя некоторое время был снова осужден по 228 статье Уголовного кодекса РФ за незаконное хранение наркотических средств в особо крупных размерах всего на три с половиной года, хотя за подобные деяния статья предусматривает десять лет лишения свободы.
Вышеизложенное свидетельствует, что действующее российское уголовное законодательство чрезмерно лояльно в отношении лиц, совершивших указанные преступные деяния, не способно снизить большое количество преступлений и способствует росту числа рецидивистов.
Проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 56 Уголовного кодекса Российской Федерации" разработан с целью повышения срока лишения свободы на определенный срок с двадцати до двадцати пяти лет. Также законопроект предлагает в случае частичного или полного сложения сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений повысить максимальный срок лишения свободы с двадцати пяти до тридцати лет, а по совокупности приговоров - с тридцати до сорока лет. Данные меры имеют своей целью как сокращение преступности в целом, так и понижение уровня рецидива в частности.
Установив срок лишения свободы до двадцати пяти лет и повысив срок по совокупности преступлений до тридцати лет, а по совокупности приговоров до сорока лет, Уголовный кодекс Российской Федерации будет в более полной мере отвечать принципам соразмерности и справедливости назначения наказания.
Данный законопроект согласуется с законопроектами, предлагающими повысить сроки наказания за указанные преступления, которые уже подготовлены и направлены в Правительство Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации для получения на них официальных отзывов. В этой связи следует отметить, что данный законопроект должен рассматриваться в пакете с другими законопроектами, касающимися повышения сроков наказания за указанные преступления.





ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬЮ 56 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 56 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.





ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЯ
В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 56 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 56 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru