Законодательство
Выдержки из законодательства РФ

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления





Смотрите здесь как оформить отказ от наследства.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ Комитета по вопросам семьи, женщин и детей от 20.01.2009 № 3.6-12/34
"НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 141018-5 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Кем подготовлен
Комитет ГД ФС РФ по вопросам семьи, женщин и детей_Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам семьи, женщин и детей



ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ВОПРОСАМ СЕМЬИ,
ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 20 января 2009 г. № 3.6-12/34

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 141018-5 "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ
ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

(в части установления мер по содействию физическому,
духовному и нравственному развитию детей)

Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел проект Федерального закона № 141018-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (в части установления мер по содействию физическому, духовному и нравственному развитию детей), внесенный Президентом Российской Федерации.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", дополнив положения пункта первого статьи 4, определяющие цели государственной политики в интересах детей, целью защиты детей от негативного воздействия на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Кроме того, законопроектом предлагается дополнить указанный Федеральный закон статьей 14.1 о мерах по содействию физическому, духовному и нравственному развитию детей, формированию у них навыков здорового образа жизни. К числу таких мер относятся меры по наделению органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по созданию благоприятных условий для деятельности организаций, предназначенных для образования, воспитания, развития и оздоровления, развлечений и досуга детей, для детского и семейного отдыха и других объектов социальной инфраструктуры для детей. Предлагается также наделить субъекты Российской Федерации полномочиями с учетом местных традиций и особенностей устанавливать своими законами меры по недопущению негативного воздействия на здоровье и развитие детей, в том числе:
1) меры по недопущению нахождения лиц, не достигших возраста 14 лет, в помещениях, предназначенных исключительно для реализации товаров сексуального характера, алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных местах, нахождение в которых может нанести вред физическому, духовному и нравственному развитию ребенка;
2) меры по недопущению нахождения лиц, не достигших возраста 14 лет, в ночное время в определенных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;
3) определять места, нахождение в которых может нанести вред физическому, духовному и нравственному развитию ребенка, и иные места, нахождение в которых лиц, не достигших возраста 14 лет, в ночное время не допускается без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.
Кроме того, предлагается предоставить субъектам Российской Федерации право сокращать период ночного времени, в течение которого не допускается нахождение лиц, не достигших возраста 14 лет, без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в определенных местах, и наделять органы местного самоуправления полномочиями определять на территории соответствующих муниципальных образований места, нахождение в которых лиц, не достигших возраста 14 лет, не допускается.
При этом субъекты Российской Федерации вправе своими законами устанавливать административную ответственность за несоблюдение установленных требований по обеспечению физического, духовного и нравственного развития детей.
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей поддерживает данный законопроект.
Вместе с тем Комитет отмечает, что ряд положений законопроекта нуждается в уточнении.
1. Абзацем вторым пункта 3 предлагаемой статьи 14.1 предусматривается, что запрет на посещение мест, предназначенных исключительно для реализации товаров сексуального характера, алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и иных мест, нахождение в которых может нанести вред физическому, духовному и нравственному развитию ребенка, может быть установлен только применительно к лицам, не достигшим возраста 14 лет.
По мнению Комитета, данное предложение в части установления возраста детей, до достижения которого им запрещается посещать указанные места, входит в противоречие с рядом норм действующего российского законодательства, также направленных на защиту здоровья и нравственного развития детей. Так, статьей 265 Трудового кодекса Российской Федерации установлен запрет на применение труда лиц, не достигших возраста 18 лет, в ночных кабаре и клубах, на работах, связанных с торговлей спиртными напитками. Статьей 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", статьей 2 Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" несовершеннолетним запрещена продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе.
По данным Минздравсоцразвития России, ведущих медицинских центров страны ("Научный центр здоровья детей", "Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, Институт возрастной физиологии РАН), современные российские юноши и девушки в среднем достигают полной половой и психофизиологической зрелости не ранее 18 лет, а дети из неблагополучных семей еще позже.
Полагаем, что в целях приведения предлагаемой нормы в соответствие с действующим законодательством, предотвращения вреда здоровью и нравственному развитию детей положения законопроекта, наделяющие субъекты Российской Федерации полномочием устанавливать запрет на посещение указанных мест, должны распространяться на лиц, не достигших возраста 18 лет.
2. Абзацем третьим пункта 3 предлагаемой статьи 14.1 предусматривается, что запрет нахождения в ночное время в отдельных общественных местах и помещениях без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также иных лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, может распространяться на лиц, не достигших возраста 14 лет. По мнению Комитета, этот порядок должен быть распространен на детей, не достигших возраста 16 лет, с одновременным предоставлением субъектам Российской Федерации права с учетом местных традиций и особенностей снижать своими законами этот возраст до 14 лет. В противном случае такое законодательное решение неизбежно поставит под угрозу безопасность детей, будет способствовать дальнейшему распространению их безнадзорности и виктимизации, вовлечению в антиобщественные действия и в преступления, превращению детей в жертвы сексуального растления и коммерческой сексуальной эксплуатации, расширению сферы торговли детьми.
Согласно данным, представленным МВД России, количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними в возрасте от 14 до 16 лет, составляет более 75% от общего числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Так, в 2007 году коэффициент криминальной активности 14 - 15-летних подростков на 100 тыс. населения составил 1085,2, тогда как 16 - 17-летних в 2 раза выше. В 2007 году количество несовершеннолетних, поставленных на учет подразделениями по делам несовершеннолетних, составило 284822, из них в возрасте до 14 лет - 58774 (21%), в возрасте 14 - 16 лет - 226048 (79%) несовершеннолетних. За совершение правонарушений в органы внутренних дел доставлено 335595 несовершеннолетних в возрасте 14 - 15 лет и 472438 несовершеннолетних в возрасте 16 - 17 лет.
Следует учитывать также, что подавляющее большинство правонарушений совершается несовершеннолетними в позднее вечернее и ночное время.
Введение дифференцированных возрастных ограничений на пребывание несовершеннолетних в общественных местах в ночное время на практике позволит улучшить как ситуацию с безнадзорностью детей, так и криминальную активность несовершеннолетних.
В качестве примера можно привести следующие данные.
В Краснодарском крае с августа 2008 года действует Закон "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае". Данным Законом установлен ряд ограничений на пребывание несовершеннолетних в общественных местах в ночное время без сопровождения взрослых. Как отмечает Законодательное Собрание Краснодарского края, в период реализации указанного Закона наметилась положительная тенденция сокращения пребывания несовершеннолетних в общественных местах в ночное время без сопровождения взрослых. С августа по ноябрь 2008 года с 700 до 200 человек сократилось число выявленных в общественных местах после 22 часов безнадзорных несовершеннолетних. По сравнению с аналогичным периодом 2007 года на 22 процента снизилось количество фактов участия детей и подростков в преступлениях. В том числе на 30% - грабежей с участием несовершеннолетних и краж, совершаемых несовершеннолетними, за указанный период не зарегистрировано убийств, совершенных подростками. За этот же период на 8,5% меньше совершено преступлений в отношении несовершеннолетних.
В Ивановской области в период действия в 2007 году норм областных Законов "О защите прав ребенка" и "Об административных правонарушениях в Ивановской области", предусматривающих административную ответственность родителей (законных представителей) за нахождение детей в возрасте до 16 лет в ночное время в общественных местах без сопровождения взрослых, число совершенных несовершеннолетними грабежей сократилось на 16%, разбоев - на 12%. Количество преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, сократилось на 25,3%.
Полагаем, что высказанные замечания могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует Государственной Думе принять проект Федерального закона № 141018-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (в части установления мер по физическому, духовному и нравственному развитию детей) в первом чтении.

Председатель Комитета
Е.Б.МИЗУЛИНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru