Законодательство
Выдержки из законодательства РФ

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления





Гороно невского района 42 подготовка документов школу | drzwi ?azienkowe 60, a of


ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 155209-5
"О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ)

Кем подготовлен
Беднов А.В._Беднов А.В.
Борзова О.Г._Борзова О.Г.
Васильев В.А._Васильев В.А.
Вторыгина Е.А._Вторыгина Е.А.
Герасимова Н.В._Герасимова Н.В.
Ивлиев Г.П._Ивлиев Г.П.
Исаев А.К._Исаев А.К.
Карпович Н.Н._Карпович Н.Н.
Мизулина Е.Б._Мизулина Е.Б.
Морозов О.В._Морозов О.В.
Мукабенова М.А._Мукабенова М.А.
Останина Н.А._Останина Н.А.
Плигин В.Н._Плигин В.Н.
Яковлева Т.В._Яковлева Т.В.
Яровая И.А._Яровая И.А.



Проект
№ 155209-5

Внесен депутатами
Государственной Думы
О.В. Морозовым, Е.Б. Мизулиной,
Н.В. Герасимовой, А.К. Исаевым,
Г.П. Ивлиевым, В.А. Васильевым,
В.Н. Плигиным, О.Г. Борзовой,
Т.В. Яковлевой, А.В. Бедновым,
Е.А. Вторыгиной, М.А. Мукабеновой,
Н.А. Останиной, Н.Н. Карпович,
И.А. Яровой

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД
ИХ ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в том числе при обороте информационной продукции, предназначенной для детей.
2. Настоящий Федеральный закон не распространяется:
1) на оборот научной и научно-технической информационной продукции;
2) на оборот информационной продукции, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено федеральным законом;
3) на регулирование доступа к информации, недопустимость ограничения которого установлена федеральным законом.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Если не оговорено иное, основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, имеют следующие значения:
1) возрастная категория информационной продукции - категория информационной продукции, оборот которой допускается в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, среди лиц определенной возрастной группы;
2) возрастная классификация информационной продукции - распределение в соответствии с настоящим Федеральным законом информационной продукции в зависимости от ее тематики, содержания (контента), оформления и направленности по возрастным категориям информационной продукции;
3) доступ детей к информации - возможность получения и использования детьми свободно распространяемой информации;
4) доступное для детей время - с 6 часов утра до 23 часов по местному времени;
5) знак возрастной категории информационной продукции - графическое и (или) текстовое обозначение возрастной категории информационной продукции;
6) зрелищное мероприятие - публичная демонстрация информационной продукции в месте, открытом для свободного посещения, включая театрально-зрелищные, культурно-просветительные и зрелищно-развлекательные мероприятия;
7) информационная безопасность детей - состояние, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда физическому, психическому, социальному, духовному и нравственному здоровью и развитию детей;
8) информационная продукция - произведенная на территории Российской Федерации или за рубежом и предназначенная для оборота и потребления продукция средства массовой информации, печатная продукция, кино-, теле- и видеофильмы, электронные и компьютерные игры и программы, иная аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, в том числе распространяемая посредством публичных зрелищных мероприятий и в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая Интернет и телефонную мобильную связь);
9) информационная продукция ограниченного распространения - информационная продукция, оборот которой среди детей запрещается или ограничивается настоящим Федеральным законом;
10) информационная продукция, предназначенная для детей, - информационная продукция, полностью или преимущественно ориентированная по тематике, содержанию (контенту) и оформлению на лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста (на детскую аудиторию);
11) информация, причиняющая вред здоровью и развитию детей, - информационная продукция, оборот которой на территории Российской Федерации запрещен федеральным законом; информационная продукция, оборот которой среди детей запрещен настоящим Федеральным законом; информационная продукция, недопустимая для оборота среди детей определенной возрастной группы; информация, доступ детей к которой ограничен настоящим Федеральным законом;
12) маркировка информационной продукции - нанесение на информационную продукцию, ее носитель и на ее упаковку знака возрастной категории информационной продукции;
13) натуралистическое изображение (описание) - детализированное изображение или описание предмета, события, явления, действия (бездействия) и их последствий, фиксирующее внимание потребителей информационной продукции на анатомических подробностях и (или) физиологических процессах объекта изображения или описания;
14) оборот информационной продукции - производство, хранение, предоставление и распространение информационной продукции;
15) распространение информационной продукции - продажа (в том числе по подписке), аренда, прокат, раздача, выдача из фондов общедоступных библиотек, публичный показ, публичная демонстрация (в том числе посредством эфирного или кабельного вещания, публичных зрелищных мероприятий), размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, в том числе в сетях Интернет и мобильной телефонной связи, и иные действия, направленные на ознакомление с указанной информационной продукцией неопределенного круга лиц.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию

Законодательство Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 4. Полномочия федеральных органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию

1. К полномочиям федеральных органов государственной власти Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, относятся:
1) разработка и реализация единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
2) разработка и реализация федеральных целевых программ обеспечения информационной безопасности детей, выпуска, предоставления и распространения предназначенной для детей информационной продукции, способствующей надлежащему воспитанию детей, основанному на уважении к родителям, к России, ее истории, традициям и культуре, к Конституции Российской Федерации и к законам Российской Федерации, на идеалах мира, терпимости, свободы, равенства и справедливости, дружбы между народами, этническими, национальными и религиозными группами;
3) нормативно-правовое регулирование оборота информационной продукции, предназначенной для детей, порядка и условий ограничения доступа детей к информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
4) разработка и реализация мер поддержки производителей и распространителей информационной продукции, предназначенной для детей, способствующей надлежащему воспитанию детей, основанному на уважении к родителям, к России, ее истории, традициям и культуре, к Конституции Российской Федерации и к законам Российской Федерации, на идеалах мира, терпимости, свободы, равенства и справедливости, дружбы между народами, этническими, национальными и религиозными группами;
5) установление порядка проведения экспертизы информационной продукции, предназначенной для детей, и порядка доступа детей к свободно распространяемой информации;
6) поддержка общественных объединений, саморегулируемых и иных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка при обороте информационной продукции;
7) надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота информационной продукции, предназначенной для детей, и защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
2. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, относятся:
1) принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в соответствии с полномочиями, предусмотренными федеральным законом в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
2) разработка и реализация региональных программ обеспечения информационной безопасности детей, выпуска, предоставления и распространения предназначенной для детей информационной продукции, способствующей надлежащему воспитанию детей, основанному на уважении к родителям, к России, ее истории, традициям и культуре, к Конституции Российской Федерации и к законам Российской Федерации, на идеалах мира, терпимости, свободы, равенства и справедливости, дружбы между народами, этническими, национальными и религиозными группами;
3) разработка и реализация на региональном уровне мер поддержки производителей и распространителей информационной продукции, предназначенной для детей и способствующей надлежащему воспитанию детей, основанному на уважении к родителям, к России, ее истории, традициям и культуре, к Конституции Российской Федерации и к законам Российской Федерации, на идеалах мира, терпимости, свободы, равенства и справедливости, дружбы между народами, этническими, национальными и религиозными группами;
4) разработка и реализация на региональном уровне системы мер поддержки общественных объединений, саморегулируемых и иных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
5) иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
3. К полномочиям органов местного самоуправления в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, относятся:
1) разработка и реализация муниципальных программ обеспечения информационной безопасности детей;
2) создание условий доступа детей к информации, способствующей надлежащему воспитанию детей, основанному на уважении к родителям, к России, ее истории, традициям и культуре, к Конституции Российской Федерации и к законам Российской Федерации, на идеалах мира, терпимости, свободы, равенства и справедливости, дружбы между народами, этническими, национальными и религиозными группами;
3) организация мест предоставления и распространения информационной продукции, предназначенной для детей;
4) иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Статья 5. Информационная продукция ограниченного распространения

1. К информационной продукции ограниченного распространения относится:
1) информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью второй настоящей статьи, распространение которой среди детей запрещено;
2) информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью третьей настоящей статьи, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных групп.
2. К информации, распространение которой запрещается среди детей, относится информация:
1) содержащая нецензурную брань;
2) побуждающая детей к употреблению наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий, алкогольной или спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятию азартными играми, проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством либо к иным противоправным действиям;
3) провоцирующая детей на совершение действий, ставящих в опасность их жизнь и здоровье, в том числе на членовредительство, аборты и самоубийство;
4) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и жестокости либо содержащая сведения инструктивного характера по осуществлению противоправных насильственных действий, жестокому обращению с людьми или животными;
5) пропагандирующая отрицание семейных ценностей или значимость социальных институтов семьи, брака и родителей, формирующая неуважение к ним детей;
6) призывающая к совершению уголовно наказуемых деяний либо обосновывающая или оправдывающая их допустимость;
7) порнографического характера (порнографическая продукция) - не являющиеся объектами культурного наследия, не представляющие художественной ценности и не имеющие научного, медицинского или учебного назначения материалы и предметы, содержащие описание или фото-, видео- или иное изображение (в том числе созданное средствами компьютерной графики, анимационными или иными изобразительными средствами): 1) либо половых органов человека; 2) либо реально совершаемого человеком или имитируемого им полового акта; 3) либо иное сопоставимое с половым актом действие сексуального характера, в том числе совершаемое в отношении животного или умершего человека;
8) иная информация, предоставление или распространение которой на территории Российской Федерации запрещено федеральным законом.
3. К информации, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных групп, относится информация:
1) содержащая изображение или описание насилия, жестокости, преступлений и антиобщественных действий;
2) способная вызвать появление у детей повторяющихся страхов, паники или внушающая им ужас (включая изображение или описание в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, тяжелых заболеваний, самоубийств, несчастных случаев либо аварий, катастроф и их последствий);
3) не относящаяся к порнографической информация сексуального характера (то есть связанная с возбуждением, проявлением или удовлетворением полового влечения).
4. Оборот информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную частью второй настоящей статьи, в доступное для детей время без применения административных, технических, программных средств или иных способов ограничения доступа детей к указанной информации, а равно в доступных для посещения детьми общественных местах не допускается.
5. Оборот информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную частью третьей настоящей статьи, допускается среди детей определенных возрастных групп в соответствии с требованиями статей 9 - 12 настоящего Федерального закона.
6. Дети в возрасте от 6 до 12 лет могут быть допущены к информационной продукции, отнесенной настоящим Федеральным законом к возрастной категории "с 12 лет", в присутствии родителей или иных законных представителей.
7. Обладатель информации, распространение которой среди детей запрещено или ограничено, обязан ограничить доступ детей к информации, предусмотренной частью второй настоящей статьи, а также обеспечить установленный статьями 9 - 12 настоящего Федерального закона порядок доступа детей определенного возраста к информации, предусмотренной частью третьей настоящей статьи.

Глава II. ВОЗРАСТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ
И ВОЗРАСТНЫЕ КАТЕГОРИИ

Статья 6. Возрастная классификация информационной продукции

1. Информационная продукция, за исключением научной и научно-технической информационной продукции, а также информационной продукции, запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, подлежит возрастной классификации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. Возрастная классификация информационной продукции осуществляется с учетом особенностей нормативного психического развития детей разных возрастных групп по следующим категориям:
1) "универсальная" - допускается без ограничений для оборота среди лиц любого возраста;
2) "до 6 лет" - допускается для оборота среди детей, не достигших возраста шести лет;
3) "с 6 лет" - допускается для оборота среди детей, достигших возраста шести лет;
4) "с 12 лет" - допускается для оборота среди детей, достигших возраста двенадцати лет;
5) "с 16 лет" - допускается для оборота среди детей, достигших возраста шестнадцати лет;
6) "с 18 лет" - не допускается для оборота среди детей.
3. К категориям "универсальная", "до 6 лет", "с 6 лет", "с 12 лет", "с 16 лет" не может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, оборот которой запрещается среди детей в соответствии с частью третьей статьи 5 настоящего Федерального закона.
4. К категориям "до 6 лет", "с 6 лет", "с 12 лет", "с 16 лет" соответственно не может быть отнесена информационная продукция последующей категории возрастной классификации.
5. К информационной продукции возрастной категории "с 18 лет" относится информационная продукция, предназначенная для распространения среди лиц, достигших восемнадцатилетнего возраста, запрещенная в соответствии с частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона для оборота среди детей.

Статья 7. Осуществление возрастной классификации информационной продукции

1. Возрастная классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями (в том числе издателями и вещателями) самостоятельно до начала ее распространения на территории Российской Федерации. К осуществлению возрастной классификации информационной продукции могут привлекаться эксперты.
2. При решении вопроса об отнесении информационной продукции к определенной возрастной категории исследованию и оценке подлежат:
1) жанр, тематика, содержание и оформление информационной продукции;
2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми соответствующей возрастной группы;
3) вероятность причинения вреда здоровью и развитию детей.
3. Возрастная классификация компьютерных и других электронных игр, а также информационной продукции, распространяемой по информационно-телекоммуникационным сетям общего пользования (в том числе в сети Интернет), осуществляется в соответствии с настоящей статьей и со статьей 16 настоящего Федерального закона.
4. Возрастная классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, а также начального профессионального образования и дополнительного образования детей, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации об образовании.
5. Сведения о возрастной категории информационной продукции вносятся ее производителем, а в случае невозможности осуществления возрастной классификации информационной продукции производителем - ее распространителем, в сопроводительные документы, оформление которых осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и являются правовым основанием для маркировки соответствующей информационной продукции и ее распространения на территории Российской Федерации.
6. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществлять надзор и контроль в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, вправе оспорить в судебном порядке решение о присвоении конкретной информационной продукции определенной возрастной категории.

Статья 8. Информационная продукция возрастной категории "универсальная"

К информационной продукции возрастной категории "универсальная" может быть отнесена не причиняющая вреда здоровью и развитию детей информационная продукция, в том числе информационная продукция общественно-политического и научно-популярного характера, кроме информационной продукции ограниченного распространения.

Статья 9. Информационная продукция возрастной категории "до 6 лет"

К информационной продукции возрастной категории "до 6 лет" может быть отнесена информационная продукция возрастной категории "универсальная", а также информационная продукция, содержащая оправданное жанром и (или) сюжетом ненатуралистическое эпизодическое изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального), при условии, что в информационной продукции содержится идея торжества добра над злом, сострадание к жертве насилия и (или) осуждение насилия.

Статья 10. Информационная продукция возрастной категории "с 6 лет"

К информационной продукции возрастной категории "с 6 лет" может быть отнесена информационная продукция, соответствующая по содержанию возрастной категории "до 6 лет", а также информационная продукция, содержащая:
1) кратковременное и ненатуралистическое изображение или описание заболеваний человека и их последствий в форме, не унижающей человеческое достоинство;
2) ненатуралистическое изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы или ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, способных вызвать появление у детей повторяющихся страхов, паники или внушить им ужас;
3) изображение или описание антиобщественных действий и преступлений, не носящее провоцирующего или инструктивного характера, при условии, что в информационной продукции не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается явно отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 11. Информационная продукция возрастной категории "с 12 лет"

К информационной продукции возрастной категории "с 12 лет" может быть отнесена информационная продукция, соответствующая возрастной категории "с 6 лет", а также информационная продукция, содержащая:
1) изображение или описание заболеваний человека и их последствий в форме, не унижающей человеческое достоинство;
2) оправданное жанром и сюжетом и не носящее провоцирующего или инструктивного характера эпизодическое изображение или описание насилия (за исключением сексуального) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий, при условии, что в информационной продукции выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к насилию (за исключением насилия, направленного на защиту охраняемых законом интересов граждан, общества и государства);
3) оправданное жанром и сюжетом и не носящее провоцирующего или инструктивного характера ненатуралистическое эпизодическое изображение или описание жестокости, при условии, что в информационной продукции выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости;
4) не носящее провоцирующего или инструктивного характера изображение или описание антиобщественных действий;
5) не носящее провоцирующего характера эпизодическое изображение или описание потребления алкогольной или спиртосодержащей продукции, пива или напитков, изготавливаемых на его основе, при условии, что в информационной продукции не обосновывается и не оправдывается допустимость их потребления детьми;
6) эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств или психотропных веществ, не имеющее инструктивного или провоцирующего характера, при условии, что в информационной продукции выражается отрицательное отношение к употреблению указанных веществ и (или) содержатся указания на опасность их употребления;
7) оправданные жанром и сюжетом информационной продукции отдельные бранные слова и выражения, в том числе оскорбительного характера, не относящиеся к нецензурной брани;
8) ненатуралистическое эпизодическое изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, оправданное жанром и сюжетом информационной продукции, не носящее возбуждающего или оскорбительного характера и не имеющее порнографического характера.

Статья 12. Информационная продукция возрастной категории "с 16 лет"

К информационной продукции возрастной категории "с 16 лет" может быть отнесена информационная продукция, соответствующей возрастной категории "с 12 лет", а также информационная продукция, содержащая:
1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы или смерти без натуралистического показа их последствий, способных вызвать появление у детей повторяющихся страхов, паники или внушить им ужас;
2) оправданное жанром и сюжетом информационной продукции и не носящее инструктивного или провоцирующего характера изображение или описание насилия (за исключением сексуального) и его последствий без натуралистического показа процесса лишения жизни, при условии, что в информационной продукции выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к насилию (за исключением насилия, направленного на защиту охраняемых законом интересов граждан, общества и государства);
3) оправданное жанром и сюжетом информационной продукции и не носящее инструктивного или провоцирующего характера ненатуралистическое изображение или описание жестокости, при условии, что в информационной продукции выражено сострадание к жертве или отрицательное либо осуждающее отношение к жестокости;
4) не носящее инструктивного или провоцирующего характера упоминание (без показа) наркотических средств или психотропных веществ или показ опасных последствий их употребления, при условии, что в информационной продукции выражено отрицательное или осуждающее отношение к употреблению таких веществ либо указано на опасность их употребления;
5) оправданное жанром и сюжетом информационной продукции эпизодическое использование бранных слов и выражений, в том числе оскорбительного характера, не относящихся к нецензурной брани;
6) оправданное жанром и сюжетом информационной продукции описание или изображение половых отношений между мужчиной и женщиной, не имеющее порнографического характера.

Глава III. ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРОТУ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ
В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ

Статья 13. Маркировка информационной продукции

1. Маркировка информационной продукции осуществляется ее производителем или распространителем (в том числе издателями и вещателями) в соответствии с присвоенной ей при осуществлении возрастной классификации возрастной категорией посредством нанесения на нее и на ее упаковку ясно различимого изображения знаков категории:
1) "до 6 лет" - знак "6-" в окружности;
2) "с 6" - знак "6+" в окружности;
3) "с 12 лет" - знак "12+" в окружности;
4) "с 16 лет" - знак "16+" в окружности;
5) "с 18 лет" - знак "18+" в ромбе.
2. Распространение на территории Российской Федерации информационной продукции без маркировки не допускается, за исключением:
1) информационной продукции возрастной категории "универсальная";
2) учебников, рекомендуемых или допускаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании к использованию в образовательном процессе, учебной литературы и учебных пособий;
3) информационных и развлекательных программ, теле- и радиопередач, транслируемых в прямом эфире в соответствии с требованиями, предусмотренными частями второй и третьей статьи 15 и частью третьей статьи 18 настоящего Федерального закона;
4) рекламной продукции;
5) информационной продукции, распространяемой посредством публичных зрелищных мероприятий;
6) художественной литературы и произведений изобразительного искусства.
3. Перед началом распространения информационной продукции посредством публичного зрелищного мероприятия ему присваивается знак возрастной категории, соответствующий возрастной категории демонстрируемой информационной продукции, а в случае демонстрации нескольких видов информационной продукции разных возрастных категорий - знак, соответствующий наивысшей возрастной категории демонстрируемой на нем информационной продукции. Указанный знак с текстовым пояснением, соответствующим возрастной категории публичного зрелищного мероприятия, размещается на афишах и иных объявлениях о его проведении, а также на билетах, приглашениях и других документах, предоставляющих право на его посещение.
4. В прокатном удостоверении кино- или видеофильма, предназначенного для детей, в свидетельстве о регистрации радио- или телепередачи, периодического печатного издания в качестве средства массовой информации, примерной тематикой которых являются детские передачи (публикации), должны содержаться сведения, указывающие на преимущественную направленность информационной продукции на определенную возрастную категорию.

Статья 14. Размещение знака возрастной категории на информационной продукции

1. Знак возрастной категории периодических и непериодических печатных изданий наносится на первую страницу и (или) титульный лист издания, должен быть ясно различим и выполнен шрифтом, сопоставимым по размеру с шрифтом названия самой информационной продукции, за исключением информационной продукции, указанной в части пятой настоящей статьи.
2. Распространители (вещатели) информационной продукции обязаны обеспечить размещение на специальном кадре (странице) знака возрастной категории информационной продукции и текстового предупреждения об ее возрастных ограничениях перед началом каждой демонстрации информационной продукции, осуществляемой посредством телевещания, при кино- и видеообслуживании, а также при каждом воспроизведении (загрузке) компьютерных или электронных игр в информационно-телекоммуникационных сетях в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
3. Знак возрастной категории аудиовизуальной продукции демонстрируется в течение трех минут в углу экрана с начала ее показа и после каждого перерыва рекламой (рекламной паузы), за исключением публичной демонстрации фильма в кинозале. Размер указанного знака должен составлять не менее трех процентов площади экрана (кадра).
4. Размер знака возрастной категории информационной продукции должен занимать не менее пяти процентов площади:
1) афиши и иного объявления репертуара театрально-зрелищного, культурно-просветительного, зрелищно-развлекательного, кино- и видеопоказа и иного публичного зрелищного мероприятия, а также входного билета, приглашения и иного документа, предоставляющего право на его посещение;
2) корпуса носителя и (или) упаковки каждого экземпляра аудиовизуального произведения, аудио-, видеокассеты, компакт-диска, компьютерной программы или базы данных;
3) корпуса носителя и (или) упаковки каждого экземпляра тиража компьютерной или электронной игры.
5. Знак возрастной категории аудио- и аудиовизуальной информационной продукции, предназначенной для теле-, радиотрансляции, а также розничной торговли, аренды или проката размещается соответственно в публикуемых в средствах массовой информации и печатных изданиях, а равно размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, программах теле- и радиопередач, а также в ассортиментных перечнях и каталогах информационной продукции.

Статья 15. Дополнительные требования к распространению информационной продукции посредством телерадиовещания

1. Распространение посредством телерадиовещания информационной продукции, отнесенной настоящим Федеральным законом к возрастным категориям "универсальная", "до 6 лет", "с 6 лет" и "с 12 лет", по времени начала трансляции не ограничен.
2. Не допускается распространение посредством телерадиовещания информационной продукции, отнесенной настоящим Федеральным законом к возрастной категории:
1) "с 16 лет" - с 7 часов до 21 часа по местному времени, за исключением трансляции в прямом эфире информационных теле- и радиопрограмм, теле- и радиопередач (передач), а также трансляции информационной продукции по телеканалам, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств;
2) "с 18 лет" - с 6 часов утра до 23 часов вечера по местному времени, за исключением трансляции указанной информационной продукции по телеканалам, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств.
3. Начало трансляции информационной продукции, отнесенной настоящим Федеральным законом к возрастной категории "с 18 лет", посредством телерадиовещания предваряется звуковым сообщением о возрастной категории данной информационной продукции в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 16. Дополнительные требования к распространению информационной продукции с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования

1. Доступ детей к информационной продукции, распространяемой с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования (в том числе сети Интернет), в организациях, предоставляющих услуги пользования сетью Интернет, независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы, разрешается при условии применения указанными организациями аппаратно-программных, технико-технологических и иных средств, обеспечивающих информационную безопасность детей.
2. Организации, предоставляющие услуги пользования информационно-телекоммуникационными сетями (в том числе сетью Интернет), вправе применять не запрещенные законодательством Российской Федерации меры для установления возраста лица, которому предоставляются указанные услуги.
3. Разработка, внедрение и актуализация систем исключения доступа к Интернет-ресурсам, несовместимым с задачами образования и воспитания учащихся образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования и дополнительного образования, обеспечиваются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
4. Особенности возрастной классификации и маркировки информационной продукции, распространяемой с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования (в том числе сети Интернет), могут устанавливаться уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статья 17. Требования к распространению отдельных видов информации

1. В печатной, аудио-, кино- и видеопродукции, предназначенной для детей, не допускается размещение объявлений о проведении отбора детей, а равно фото-, кино- и видеосъемок, конкурсов, зрелищных мероприятий или иных объявлений, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей, в том числе предусматривающих участие детей в обороте информационной продукции, отнесенной настоящим Федеральным законом к категории "с 18 лет", а также ограничивается доступ детей к указанной информации, распространяемой с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования (включая сеть Интернет или мобильную телефонную связь).
2. Содержание информационной продукции, предназначенной для обучения детей в образовательных учреждениях, должно соответствовать требованиям настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации об образовании.
3. Оформление и содержание печатной и аудиовизуальной продукции, предназначенной для работы с детьми в учреждениях дошкольного образования, должно соответствовать возрастным категориям информационной продукции "до 6 лет" или "универсальная".
4. Оформление печатной и аудиовизуальной продукции, предназначенной для детей, в том числе тетрадей, дневников, обложек для книг, тетрадей и дневников, книжных закладок и иной полиграфической продукции, используемой при обучении детей в образовательных учреждениях, в том числе учреждениях дополнительного образования, осуществляется с учетом особенностей развития детей соответствующих возрастных групп и не должно содержать информацию, относимую в соответствии с настоящим Федеральным законом к возрастной категории информационной продукции "с 18 лет".

Статья 18. Дополнительные требования к обороту информационной продукции категории "с 18 лет"

1. Распространение среди детей в любой форме (включая подписку, продажу, прокат, аренду, предоставление из открытых фондов библиотек) информационной продукции возрастной категории "с 18 лет", а также привлечение детей к ее обороту не допускается.
2. Распространение информационной продукции возрастной категории "с 18 лет" без применения производителями и распространителями указанной продукции соответствующих административных, организационных, технических, программных средств или иных способов ограничения доступа к ней детей, не допускается в доступное для детей время или в доступных для посещения детьми общественных местах.
3. Распространение информационной продукции возрастной категории "с 18 лет" посредством телерадиовещания (в том числе транслируемых в прямом эфире информационных теле- и радиопрограмм, теле- и радиопередач) осуществляется с учетом требований частей второй и третьей статьи 16 настоящего Федерального закона и сопровождается размещением телетекста продолжительностью не менее пяти минут с предупреждением о возрастных ограничениях способом "бегущей строки" при анонсировании указанной продукции и не менее трех минут - непосредственно перед началом ее трансляции, в начале демонстрации фильма или программы и при продолжении показа, прерванного рекламой.
4. Первая и последняя страницы газет, обложек периодических и непериодических печатных изданий, внешнее оформление иной полиграфической продукции, предназначенной для распространения среди неопределенного круга лиц в общественных местах, доступных детям, соответствующей возрастной категории "с 18 лет", не должны содержать информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей.
5. Распространение печатной продукции возрастной категории "с 18 лет" в общественных местах осуществляется только в запечатанных упаковках.
6. Распространение информационной продукции возрастной категории "с 18 лет" в предназначенных для детей образовательных, медицинских, санаторно-курортных, спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха детей и их оздоровления либо на территориях или в помещениях, расположенных на расстоянии менее 500 метров от указанных организаций, а также в иных определенных законодательством Российской Федерации местах, не допускается.
7. Привлечение детей для участия в создании информационной продукции или в зрелищных мероприятиях возрастной категории "с 18 лет" допускается при соблюдении следующих условий:
1) привлечение ребенка к участию в создании лишь тех эпизодов (фрагментов) указанной информационной продукции или в зрелищных мероприятиях, которые не содержат информации, причиняющей вред здоровью и развитию ребенка;
2) наличие предварительного (до начала привлечения ребенка к созданию информационной продукции) согласия самого ребенка, достигшего возраста десяти лет, на участие в создании указанной информационной продукции или в зрелищном мероприятии, полученного в присутствии его родителей или иных законных представителей;
3) наличие предварительного (до начала привлечения ребенка к созданию информационной продукции) письменного согласия его родителей или иных законных представителей на участие ребенка в создании указанной информационной продукции или в зрелищном мероприятии;
4) недопущение ребенка в процессе создания информационной продукции или проведения зрелищного мероприятия, указанных в настоящей части, к съемке (записи), просмотру или прослушиванию эпизодов (фрагментов), содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и развитию ребенка.
8. При анонсировании информационной продукции возрастной категории "с 18 лет" в доступное для детей время не допускается использование эпизодов (фрагментов), содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей.

Глава IV. ЭКСПЕРТИЗА ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ

Статья 19. Общие требования к экспертизе информационной продукции

1. Экспертиза информационной продукции в целях осуществления ее возрастной классификации, за исключением информационной продукции, предусмотренной частью второй настоящей статьи, проводится добровольно, по инициативе выступающего в роли заказчика собственника, владельца прав на указанную продукцию, ее производителя и (или) распространителя, а также органа государственной власти или органа местного самоуправления, осуществляющего надзор и (или) контроль за соблюдением законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, либо общественного объединения, иной некоммерческой организации или гражданина.
2. Компьютерные и иные игры подлежат обязательной экспертизе в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
3. Экспертиза проводится специалистами, экспертами и экспертными организациями с использованием специальных методик, утвержденных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
4. К экспертным организациям относятся организации, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, зарегистрированные в установленном федеральным законом порядке, в уставах которых закреплено право на проведение экспертизы информационной продукции.
5. В качестве специалистов и экспертов для проведения экспертизы информационной продукции привлекаются лица, имеющие профильное высшее профессиональное образование и обладающие специальными знаниями в области детской психиатрии, детской психологии, детской физиологии, педагогики, кинематографии, лингвистики и (или) других областях знаний, кроме случаев, предусмотренных частью шестой настоящей статьи.
6. Для проведения обязательной экспертизы информационной продукции в качестве специалистов и экспертов не могут привлекаться лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, за преступления против семьи и несовершеннолетних, против половой неприкосновенности и половой свободы личности, против общественной нравственности, а также лица, заинтересованные в результатах экспертизы.
7. Расходы, связанные с проведением добровольной экспертизы, возмещаются ее заказчиком в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, обязательной экспертизы - в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
8. Судебная экспертиза информационной продукции производится по уголовным, гражданским делам, делам об административных правонарушениях в соответствии с уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным законодательством, законодательством об административных правонарушениях и законодательством о государственной судебно-экспертной деятельности.

Статья 20. Порядок производства экспертизы информационной продукции

1. Экспертиза информационной продукции проводится до или после начала ее распространения.
2. Добровольная экспертиза информационной продукции проводится ее собственником, владельцем прав на информационную продукцию, ее производителем или распространителем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона самостоятельно. Обязательная экспертиза проводится экспертными организациями, перечень которых, а также порядок производства ими экспертизы устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
3. Срок проведения добровольной экспертизы определяется ее заказчиком самостоятельно. Срок проведения обязательной экспертизы информационной продукции не может превышать двух месяцев с момента поступления в экспертную организацию заявки на ее проведение.
4. По окончании производства обязательной экспертизы, а также экспертизы, проведенной по инициативе органа государственной власти или органа местного самоуправления, осуществляющего надзор и (или) контроль за соблюдением законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, либо общественного объединения или иной некоммерческой организации, составляется экспертное заключение в соответствии со статьей 21 настоящего Федерального закона, которое направляется заказчику. Копия заключения обязательной экспертизы, а также проведенной по инициативе органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющих надзор и (или) контроль за соблюдением законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, либо по инициативе общественного объединения или иной некоммерческой организации, направляется собственнику, владельцу прав на информационную продукцию, ее производителю или распространителю.
5. Сведения об обязательной экспертизе информационной продукции, а также об экспертизе, проведенной по инициативе органа государственной власти или органа местного самоуправления, осуществляющего надзор и (или) контроль за соблюдением законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, и выводы экспертного заключения подлежат опубликованию в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статья 21. Экспертное заключение

1. В экспертном заключении указываются:
1) дата, время и место производства экспертизы;
2) сведения о заказчике;
3) сведения об экспертном учреждении, а также об эксперте, проводившем экспертизу, с указанием его фамилии, имени, отчества, его образования, специальности, стажа работы, ученой степени и (или) ученого звания, занимаемой должности и места работы;
4) вопросы, поставленные перед экспертом;
5) объекты исследования и материалы, представленные для производства экспертизы;
6) содержание и результаты исследования с указанием примененных методик;
7) выводы по поставленным перед экспертом вопросам и их обоснование в соответствии с частью третьей настоящей статьи.
2. Экспертиза информационной продукции может проводиться двумя и более экспертами одной специальности (комиссионная экспертиза) либо разных специальностей (комплексная экспертиза). Экспертное заключение комиссионной экспертизы подписывается всеми экспертами, участвовавшими в производстве экспертизы, если их мнения по поставленным вопросам совпадают. В случае возникновения разногласий каждый эксперт дает отдельное заключение по вопросам, вызвавшим разногласие. Каждый эксперт, участвовавший в производстве комплексной экспертизы, подписывает ту часть заключения, которая содержит описание проведенных им исследований, и несет за нее ответственность.
3. В экспертном заключении должны содержаться мотивированные ответы на основные вопросы:
1) к какой возрастной категории относится данная информационная продукция;
2) соответствует или не соответствует возрастная категория данной информационной продукции ранее присвоенному ей знаку возрастной категории;
3) имеется ли в данной информационной продукции информация, доступ детей к которой запрещен или ограничен в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона.
4. Собственник, владелец прав на информационную продукцию, ее производитель или распространитель вправе оспорить в судебном порядке заключение по результатам обязательной экспертизы, а также экспертизы, проведенной по инициативе органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющего надзор и (или) контроль за соблюдением законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, либо по инициативе общественного объединения или иной некоммерческой организации.

Статья 22. Правовые последствия производства экспертизы информационной продукции

1. Экспертное заключение, содержащее вывод о том, что представленная на экспертизу информационная продукция не относится к информационной продукции, предусмотренной частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона, является основанием для маркировки указанной информационной продукции в соответствии с присвоенной ей возрастной категорией и выпуска ее в оборот на территории Российской Федерации на условиях и в порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
2. Экспертное заключение, содержащее вывод о том, что представленной на экспертизу информационной продукции ее собственником, владельцем прав на информационную продукцию, производителем и (или) распространителем (распространителями) присвоен знак возрастной категории, соответствующий требованиям настоящего Федерального закона для указанной возрастной категории, и она маркирована с соблюдением требований настоящего Федерального закона, является основанием для ее выпуска в оборот на территории Российской Федерации.
3. Экспертное заключение, содержащее вывод о несоответствии возрастной категории информационной продукции ранее присвоенному ей знаку возрастной категории является основанием замены указанного знака на знак возрастной категории, присвоенной ей на основании экспертного заключения.
4. Экспертное заключение, содержащее вывод о том, что представленная на экспертизу информационная продукция относится к информационной продукции, запрещенной для оборота среди детей в соответствии с частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона, является основанием для незамедлительного приостановления оборота указанной информационной продукции собственником или владельцем прав на информационную продукцию, ее производителем и (или) распространителем и принятия предусмотренных настоящим Федеральным законом мер, обеспечивающих защиту детей от указанной информационной продукции.
5. Экспертное заключение, содержащее вывод о том, что представленная на экспертизу информационная продукция запрещена законодательством Российской Федерации для оборота на территории Российской Федерации, является основанием для незамедлительного принятия мер собственником или владельцем прав на указанную информационную продукцию, ее производителем и (или) распространителем к недопущению выпуска ее в оборот, а в отношении уже находящейся в обороте информационной продукции - прекращению ее оборота и изъятию из оборота нереализованной части такой продукции.
6. Заключение, содержащее выводы, указанные в частях третьей - пятой настоящей статьи по результатам производства обязательной экспертизы или экспертизы, поведенной по инициативе органа государственной власти или органа местного самоуправления, осуществляющего надзор и (или) контроль за соблюдением законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, является основанием для вынесения указанным органом письменного предупреждения собственнику, владельцу прав на соответствующую информационную продукцию, ее производителю и (или) распространителю с требованием незамедлительного устранения допущенных нарушений.
7. Собственник, владелец прав на информационную продукцию, ее производитель или распространитель на основании экспертного заключения принимают одно из следующих решений:
1) о присвоении информационной продукции соответствующего знака возрастной категории;
2) о замене ранее присвоенного знака возрастной категории информационной продукции на знак возрастной категории, присвоенной ей по результатам экспертизы;
3) о введении предусмотренных настоящим Федеральным законом ограничений доступа детей к информационной продукции, отнесенной в соответствии с экспертным заключением к информационной продукции, распространение которой среди детей запрещено;
4) о недопущении распространения среди детей, а также в доступное для детей время или в доступных для посещения детьми общественных местах информационной продукции, отнесенной на основании экспертного заключения к информационной продукции, распространение которой среди детей запрещено или ограничено, до приведения ее в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона;
5) о приостановлении распространения среди детей, а также в доступное для детей время или в доступных для посещения детьми общественных местах уже введенной в оборот информационной продукции, отнесенной на основании экспертного заключения к информационной продукции, распространение которой среди детей запрещено или ограничено, и об изъятии из оборота нереализованной части указанной продукции до приведения ее в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
8. В случае если собственник, владелец прав на информационную продукцию, ее производитель и (или) распространитель не устранят допущенные ими нарушения в срок, установленный в предупреждении, предусмотренном частью шестой настоящей статьи, орган государственной власти, орган местного самоуправления, осуществляющий надзор и (или) контроль за соблюдением законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, обращается в суд с заявлением о запрете выпуска соответствующей информационной продукции в оборот и (или) изъятии из оборота нереализованной части указанной продукции, а также о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований настоящего Федерального закона.

Глава V. НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД
ИХ ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ

Статья 23. Государственный надзор и контроль и контроль органов местного самоуправления за исполнением настоящего Федерального закона

1. Государственный надзор и контроль за исполнением настоящего Федерального закона осуществляют:
1) федеральный орган исполнительной власти в сфере образования - применительно к обороту информационной продукции, используемой в образовательном процессе (в том числе учебники, учебная литература, учебные пособия), а также при предоставлении образовательными учреждениями несовершеннолетним доступа к сети Интернет;
2) федеральный орган исполнительной власти в сфере культуры (кинематографии) - применительно к обороту книгоиздательской и иной печатной продукции, не относящейся к средствам массовой информации, кино-, теле- и видеофильмов, а также информационной продукции, распространяемой посредством зрелищных мероприятий;
3) федеральный орган исполнительной власти в сфере связи и массовых коммуникаций - применительно к обороту информационной продукции, распространяемой с использованием средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования (в том числе в сети Интернет или мобильной телефонной связи), а также применительно к обороту электронных и компьютерных игр;
4) федеральный орган исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - применительно к предоставлению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями несовершеннолетним услуг доступа к сети Интернет, изготовлению информационной продукции, предназначенной для детей, а также применительно к реализации информационной продукции организациями розничной торговли и проката.
2. В случаях, предусмотренных федеральным законом, полномочия по государственному надзору и контролю, предусмотренные частью первой настоящей статьи, могут быть переданы для осуществления государственным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
3. Органы местного самоуправления могут быть наделены в соответствии с законом субъекта Российской Федерации полномочиями по контролю за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации требований по организации розничной продажи, аренды, проката, публичной демонстрации (в том числе посредством зрелищных мероприятий) информационной продукции возрастной категории "с 18 лет".

Статья 24. Общественный контроль в области защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию

1. Общественный контроль за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированными в установленном законом порядке общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами.
2. Общественные объединения и иные некоммерческие организации, указанные в части первой настоящей статьи, вправе:
1) осуществлять мониторинг распространения информационной продукции и доступа детей к информации, в том числе посредством создания и поддержания "горячих линий";
2) организовывать проведение общественной экспертизы указанной информационной продукции в соответствии с частью третьей настоящей статьи;
3) предоставлять сведения о нарушениях настоящего Федерального закона в органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие надзор и (или) контроль за соблюдением законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
3. Общественные объединения и иные некоммерческие организации вправе инициировать проведение за свой счет экспертизы информационной продукции, с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом.

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Нумерация глав дана в соответствии с официальным текстом документа.
   ------------------------------------------------------------------

Глава VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 25. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2009 года.

Президент
Российской Федерации


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru