Законодательство
Выдержки из законодательства РФ

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления





Детские двухэтажные кровати для взрослых детей. | Набор для рисования деревянный чемодан в Московской области


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
"К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ"

Кем подготовлен
Беднов А.В._Беднов А.В.
Борзова О.Г._Борзова О.Г.
Васильев В.А._Васильев В.А.
Вторыгина Е.А._Вторыгина Е.А.
Герасимова Н.В._Герасимова Н.В.
Ивлиев Г.П._Ивлиев Г.П.
Исаев А.К._Исаев А.К.
Карпович Н.Н._Карпович Н.Н.
Мизулина Е.Б._Мизулина Е.Б.
Морозов О.В._Морозов О.В.
Мукабенова М.А._Мукабенова М.А.
Останина Н.А._Останина Н.А.
Плигин В.Н._Плигин В.Н.
Яковлева Т.В._Яковлева Т.В.
Яровая И.А._Яровая И.А.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ,
ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ"

1. Предлагаемый проект Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" является составной частью пакета законопроектов, подготовленных в рамках "Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности". Данная Концепция была разработана Комитетом Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, Комиссией Общественной палаты Российской Федерации по социальной и демографической политике и Общественным советом Центрального федерального округа.
2. Необходимость принятия предлагаемого проекта Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" обусловлена целями обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних путем введения законодательных гарантий и организационно-правовых механизмов защиты детей от информации, причиняющей вред их физическому, психическому, социальному, нравственному и духовному здоровью и развитию, в том числе от распространения печатной, аудио- и аудиовизуальной продукции, электронных и компьютерных игр, пропагандирующих насилие и жестокость, порнографию, антиобщественное поведение.

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Текст абзаца дан в соответствии с оригиналом.
   ------------------------------------------------------------------

3. Актуальность разработки и принятия данного Закона обусловлена особой уязвимостью детей, которые в условиях интенсивного развития новых информационных технологий (Интернета, мобильной и иных видов электронной связи, цифрового вещания) в наибольшей степени подвержены негативному информационному воздействию. Информация, распространяемая с использованием СМИ, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, при обороте рекламной продукции, электронных и компьютерных игр, кино-, видео-, иных аудиовизуальных сообщений и материалов, все чаще оказывает на детей психотравмирующее и растлевающее влияние, побуждает их к рискованному, агрессивному, жестокому, антиобщественному поведению, способствует их виктимизации, облегчает их вовлечение в преступления. проверка состояния законности в сфере
Об этом свидетельствует, в частности, проведенное в 2008 г. Генеральной прокуратурой Российской Федерации с участием прокуроров 49 субъектов РФ обобщение практики исполнения законодательства, направленного на защиту детей от распространения информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, антиобщественное поведение. Только за четыре месяца 2008 года прокурорами выявлено свыше тысячи нарушений законов в названной сфере. В целях их устранения внесено 530 представлений, опротестовано 7 незаконных правовых актов, объявлено 454 предостережения о недопустимости нарушений закона, возбуждено 382 дела об административном правонарушении.
В настоящее время в России регулирование вопросов обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних осуществляется крайне неэффективно, фрагментарно, на уровне не согласованных между собой правовых актов, имеющих преимущественно подзаконный, ведомственный характер, не охватывающих оборот наиболее опасных для детей видов информационной продукции. Вне сферы законодательного регулирования в настоящее время остается информация, распространяемая по сетям мобильной связи, посредством компьютерных и электронных игр, публичных зрелищных мероприятий. Законодательно не закреплены требования к содержанию печатной, аудиовизуальной и электронной продукции, предназначенной для детей разных возрастных групп. Попытки урегулирования указанных вопросов субъектами Российской Федерации, органами исполнительной власти или саморегулируемыми организациями не обеспечивают необходимых правовых гарантий защиты прав детей в информационной среде на территории страны.
Законопроект исходит из конституционного принципа допустимости ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральными законами и соблюдения запрета на введение цензуры (часть 3 статьи 55, часть 5 статьи 29 Конституции Российской Федерации). Он не предусматривает предварительного согласования сообщений и материалов с должностными лицами, государственными органами или организациями. Значительная часть предусмотренных проектом правовых мер и механизмов основана на принципе добровольной и самостоятельной их реализации лицами, отвечающими за выпуск информационной продукции в оборот.
Законопроект направлен на реализацию целей и задач государственной политики в информационной сфере, закрепленных в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, статье 14 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и других федеральных законах. Он ориентирован на выполнение международных обязательств государства обеспечивать защиту ребенка от материалов, наносящих вред его благополучию, и устанавливать необходимые ограничения распространения информации, содержащей насилие, жестокость, поощряющих прием наркотиков или имеющих порнографическое содержание (статьи 13, 17, 34 Конвенции ООН о правах ребенка, Европейская Декларация о свободе обмена информацией в Интернете (2003 г.), Рекомендации Комитета Министров государств - членов Совета Европы: № R(89)7 относительно принципов распространения видеозаписей, содержащих насилие, жестокость или имеющих порнографическое содержание; № R(97)19 "О демонстрации насилия в электронных средствах массовой информации"; № Rec(2003)9 "О мерах поддержки демократического и социального распространения цифрового вещания".
Законопроект не регулирует отношения, связанные с оборотом информационной продукции, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено другими федеральными законами, его действие не распространяется на оборот научной и научно-технической информационной продукции. Он не ограничивает доступ детей к информации, недопустимость ограничения которого установлена федеральным законодательством.
Законопроект не ограничивает доступ совершеннолетних лиц к информации, способной причинить вред здоровью и развитию детей, не регламентирует содержание информационной продукции, предназначенной для взрослых лиц. В нем установлены необходимые ограничения на распространение такой продукции в доступное для детей время и в доступных для посещения детьми общественных местах, обязанности изготовителей и распространителей принимать соответствующие административные, технические, программные и иные меры защиты от доступа к ней несовершеннолетних.
В данном проекте Федерального закона закреплены такие успешно апробированные в зарубежной практике правовые механизмы, как осуществляемые на добровольной основе возрастная классификация и предупредительная маркировка информационной продукции, установление ограничений во времени ее теле- и радиотрансляции, иные меры охраны и защиты детей от вредной для них информации.
4. Законопроектом предусматривается:
1) определение основных понятий, что позволяет максимально сузить сферу субъективного и произвольного толкования норм этого Закона при его применении: "информационная безопасность детей", "возрастная категория информационной продукции", "возрастная классификация информационной продукции", "маркировка информационной продукции", "знак возрастной категории информационной продукции", "зрелищное мероприятие", "информационная продукция, предназначенная для детей", "натуралистическое изображение (описание)" и другие (статья 2 законопроекта);
2) определение четырех видов причиняющей вред здоровью и развитию детей информации:
а) оборот которой на территории Российской Федерации запрещен федеральными законами;
б) оборот которой среди детей запрещен настоящим Федеральным законом;
в) не допустимая для оборота среди детей определенной возрастной группы;
г) доступ детей к которой ограничен настоящим Федеральным законом;
3) установление разных правовых режимов оборота среди детей информационной продукции ограниченного распространения. К информации, запрещенной для оборота среди детей, законопроект относит информацию:
а) содержащую нецензурную брань;
б) побуждающую детей к употреблению наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ, табачных изделий, алкогольной или спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятию азартными играми, проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, либо к иным противоправным действиям;
в) провоцирующую детей на совершение действий, ставящих в опасность их жизнь и здоровье (членовредительство, аборты, самоубийство и т.п.);
г) обосновывающую или оправдывающую допустимость насилия и жестокости, содержащую сведения инструктивного характера по осуществлению противоправных насильственных действий, жестокому обращению с людьми или животными;
д) призывающую к совершению уголовно наказуемых деяний либо обосновывающую или оправдывающую их допустимость;
е) порнографического характера (порнографическая продукция);
ж) иная информация, предоставление или распространение которой на территории Российской Федерации запрещено федеральными законами.
Оборот такой информации не допускается среди несовершеннолетних лиц, а также среди неопределенного круга лиц в доступное для детей время и в доступных для посещения детьми общественных местах без применения административных, технических, программных средств или иных способов ограничения доступа к ней детей;
4) ограничение оборота среди несовершеннолетних определенных возрастных групп следующих видов информации: содержащей изображение или описание насилия, жестокости, преступлений и антиобщественных действий; способной вызвать появление у детей повторяющихся страхов, паники или внушающая им ужас, а также не относящейся к порнографической информации сексуального характера, способствующей возбуждению, проявлению или удовлетворению полового влечения у детей. Распространение такой информационной продукции допускается среди детей определенных возрастных групп при соблюдении обладателем информации установленного законом порядка доступа детей к информации (в частности, при условии, что в информационной продукции содержится идея торжества добра над злом, сострадание к жертве насилия, осуждение насилия, а изображение и описание насилия, жестокости, антиобщественных действий носит ненатуралистический, кратковременный или эпизодический характер и т.п.);
5) основания и порядок возрастной классификации информационной продукции, самостоятельно осуществляемой до начала распространения ее производителями и (или) распространителями с учетом жанра, тематики, содержания и оформления информационной продукции, особенностей восприятия содержащейся в ней информации детьми соответствующей возрастной группы, вероятности причинения вреда здоровью и развитию детей;
6) установление на основе общепринятой возрастной периодизации возрастной классификации информационной продукции ограниченного распространения, выделяются шесть возрастных категорий информационной продукции: "универсальная", "до 6-ти лет", "с 6-ти лет", "с 12-ти лет", "с 16-ти лет", "с 18-ти лет"; определяются требования к содержанию информационной продукции, относимой к каждой из указанных категорий, определяются критерии разграничения информационной продукции, предназначенной для детей, и информационной продукции, недопустимой для оборота среди детей, рекомендуемой только для совершеннолетних лиц. Не причиняющая вреда здоровью и развитию детей информационная продукция, допустимая для оборота без ограничений среди лиц любого возраста, в том числе информационная продукция общественно-политического и научно-популярного характера, отнесена законопроектом к информационной продукции категории "универсальная" (глава II законопроекта);
7) установление порядка маркировки информационной продукции, за исключением информационной продукции возрастной категории "универсальная"; учебников, рекомендуемых или допускаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании к использованию в образовательном процессе, учебной литературы и учебных пособий; рекламной продукции; информационной продукции, распространяемой посредством публичных зрелищных мероприятий; художественной литературы и произведений изобразительного искусства; информационных и развлекательных программ, теле- и радиопередач, транслируемых в прямом эфире (для которых с учетом их специфики установлены специальные требования), а также трансляции информационной продукции по телеканалам, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств (статьи 13, 14 главы III законопроекта);
8) временные ограничения для трансляции в доступное для детей время теле- и радиопередач в зависимости от их отнесения к соответствующей возрастной категории и возможности бесконтрольного, без ведома взрослых членов семьи, просмотра (прослушивания) их детьми разного возраста. Тем самым реализуется сбалансированный дифференцированный подход в обеспечении информационных прав и свобод детей в зависимости от их возраста и вида информационной продукции;
9) установление дополнительных требований к распространению информационной продукции с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования (в том числе сети Интернет). Доступ детей к такой продукции в образовательных учреждениях и в иных организациях, предоставляющих услуги пользования сетью Интернет, разрешается при условии применения аппаратно-программных, технико-технологических и иных средств, обеспечивающих информационную безопасность детей (статьи 15, 16 главы III законопроекта);
10) установление основания и порядка экспертизы информационной продукции, осуществляемой в добровольном порядке собственниками и владельцами прав на информационную продукцию при ее классификации. В соответствии с требованиями действующего законодательства обязательный порядок проведения экспертизы установлен в отношении лишь двух наиболее опасных для детей видов информационной продукции: а) электронных (с экраном) и компьютерных игр; б) кино- и видеофильмов, предназначенных для публичного распространения (демонстрации). По инициативе и за счет общественных объединений, иных некоммерческих организаций или граждан может быть проведена общественная экспертиза информационной продукции.
Определены правовые последствия производства экспертизы информационной продукции в зависимости от выводов экспертного заключения и выявленных нарушений, обязанность устранения которых возлагается на собственника, владельца прав на информационную продукцию, ее производителя или распространителя. В случае если они не устранят допущенные ими нарушения в срок, установленный в предупреждении органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющих надзор и (или) контроль за соблюдением законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, орган, организовавший проведение экспертизы информационной продукции, обращается в суд с заявлением о запрете выпуска соответствующей информационной продукции в оборот и (или) изъятии из оборота нереализованной части указанной продукции, а также о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований настоящего Федерального закона (глава IV законопроекта);
11) определение полномочий государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, а также обеспечения выпуска, предоставления и распространения предназначенной для детей информационной продукции, способствующей надлежащему воспитанию детей, основанному на уважении к родителям, к России, ее истории, традициям и культуре, к Конституции Российской Федерации и к законам Российской Федерации, на идеалах мира, терпимости, свободы, равенства и справедливости, дружбы между народами, этническими, национальными и религиозными группами. Функции государственного надзора и контроля за исполнением настоящего Федерального закона возложены в соответствии с их компетенцией на федеральные органы исполнительной власти в сфере образования; в сфере культуры (кинематографии); в сфере связи и массовых коммуникаций; в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Общественный контроль в указанной сфере должен осуществляться общественными объединениями и иными некоммерческими организациями, в соответствии с их уставами, а также гражданами (глава V законопроекта).
Законопроект подготовлен с учетом современного зарубежного опыта законодательного регулирования оборота информационной продукции, вредной для детей и молодежи (США, Канада, Австралия, Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия, Португалия, Румыния, Польша, Япония и др.), где предусмотрены ограничения и запреты на распространение среди детей и подростков информации, способной нанести вред здоровью и развитию детей; осуществляется экспертиза и возрастная классификация такой продукции; введен "временной водораздел" в трансляции "детских" и "взрослых" передач; созданы специальные контрольно-надзорные органы по защите детей от информации, наносящей вред; установлены строгие меры ответственности за незаконный оборот информационной продукции среди несовершеннолетних.
Законопроект учитывает практику Европейского Суда по правам человека, который в своих решениях признает право государства принимать законы, ограничивающие распространение информации и идей, в том числе устанавливать контроль и классификацию информационной продукции, а при нарушении закона - применять штрафные меры, конфискацию и др. санкции, вплоть до уголовных, когда это необходимо в интересах защиты нравственности и благополучия детей, нуждающихся в особой охране в связи с недостатком зрелости или состоянием зависимости.
Концепция и положения настоящего законопроекта направлены на унификацию и гармонизацию российского законодательства с нормами международного права и законодательством зарубежных стран, углубление международного сотрудничества в данной сфере.
5. Принятие и введение в действие предлагаемого законопроекта будет способствовать оказанию помощи родителям в воспитании детей, их защите от негативной информации, а также созданию необходимого в любом цивилизованном обществе и правовом государстве комплекса законодательно установленных гарантий физической, духовной и информационной безопасности детей, предупреждения агрессивного и иных форм антиобщественного поведения несовершеннолетних.
Позитивные политические последствия принятия данного Закона состоят в повышении авторитета государства в области обеспечения нравственно-духовной и демографической безопасности страны, защиты прав ребенка, охраны семьи.





ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ,
ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ"

Принятие Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.





ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ
В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ
ОТ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ"

Принятие Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" потребует принятия уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти актов, определяющих:
1. Особенности возрастной классификации и маркировки информационной продукции, распространяемой с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования.
2. Порядок оформления сопроводительных документов информационной продукции в части внесения сведений о возрастной классификации информационной продукции.
3. Порядок размещения знака возрастной категории информационной продукции и текстового предупреждения об ее возрастных ограничениях при демонстрации информационной продукции, осуществляемой посредством телевещания, при кино- и видеообслуживании, а также при воспроизведении (загрузке) компьютерных или электронных игр в информационно-телекоммуникационных сетях.
4. Перечень экспертных организаций и порядок проведения обязательной экспертизы информационной продукции.
5. Порядок публикации сведений, включая выводы экспертного заключения, о проведенной обязательной экспертизе информационной продукции, а также об экспертизе, проведенной по инициативе органа государственной власти или органа местного самоуправления, осуществляющего надзор и (или) контроль за соблюдением законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru