Законодательство
Выдержки из законодательства РФ

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







Статья: Налоговый кодекс Российской Федерации и сектор негосударственных некоммерческих организаций: основные понятия и типология
("Налоги" (газета), 2009, № 1)

Официальная публикация в СМИ:
"Налоги" (газета), 2009, № 1



"Налоги" (газета), 2009, № 1

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СЕКТОР
НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ:
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТИПОЛОГИЯ

Сектор негосударственных некоммерческих организаций - колоссальный, но почти не использованный ресурс экономики нашей страны. Судить о его потенциале можно на примере развитых зарубежных стран, где история сектора насчитывает не одно столетие, и негосударственные некоммерческие организации давно и прочно вошли в систему общественного устройства, внешних и внутренних экономических связей. В России сектор некоммерческих организаций существует достаточно давно, однако при советской власти, по понятным причинам, существовали определенные особенности их деятельности. Поэтому для экономистов-исследователей, ставящих перед собой цель дать какие-либо применимые в сегодняшней практике методики и рекомендации, правильнее будет сказать, что сектор некоммерческих организаций существует в нашей стране двадцать лет <1>. За два десятилетия доля этих организаций в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны постоянно росла, достигала к 2005 г. 1,2% <2>, но после принятия Налогового кодекса и возникшей вследствие этого ситуации двойного налогообложения доноров и получателей пожертвований (когда с одних и тех же средств донор должен уплатить налог на прибыль, а получатель должен уплатить подоходный налог <3>) доля негосударственных некоммерческих организаций в ВВП к 2007 г. снизилась до 0,76%.

   --------------------------------

<1> Согласно данным Госкомстата первой официально зарегистрированной негосударственной некоммерческой организацией стало Общество "Милосердие-Ленинград", его основали в 1998 г. писатель и общественный деятель Даниил Гранин и врач Владимир Лукьянов.
<2> По данным Института экономики города за 2005 г.
<3> Абзац 4 п. 8 ст. 217 Налогового кодекса РФ.

Тем не менее законодательная база в настоящий момент совершенствуется, принимаются поправки к Налоговому кодексу <4>, и разрабатывается пул законов о добровольчестве, благотворительности и меценатстве, призванных способствовать развитию ННКО. Анализ особенностей этого сектора в России особенно важен на современном этапе - в стране, строящей гражданское общество, поскольку именно в "третьем" секторе возможно наибольшее разнообразие форм социального партнерства. Некоммерческие организации способны мобилизовать для решения социальных проблем ресурсы, не доступные ни государственному сектору, ни коммерческому. Успешное функционирование сектора некоммерческих организаций создает предпосылки для новаций в социальной сфере.
   --------------------------------

<4> Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 212-ФЗ.

Мировой опыт свидетельствует о высокой эффективности работы некоммерческого сектора экономики в социальной сфере. Именно поэтому в большинстве развитых стран государство поощряет деятельность некоммерческих организаций по решению социальных проблем общества, в том числе и с использованием государственных бюджетных средств.
Термин "некоммерческие организации" появился в научной литературе и правовых актах, возможно, как переводческая калька английского термина "non-commercia" для описания "юридических лиц, не имеющих в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли для ее распределения между учредителями и членами организации в качестве их доходов" <5>, <6>. На наш взгляд, наиболее точным будет использование термина "негосударственные некоммерческие организации" (ННКО), так как он наиболее точно выделяет эти организации в ряду других.
   --------------------------------

<5> Сыроежкин И.М. Планомерность, планирование, план. М.: Экономика, 1986.
<6> Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Совокупность некоммерческих организаций все чаще называют третьим сектором вслед за первыми двумя - государством и бизнесом. Деятельность организаций этого сектора является добровольной, она включает с себя проведение работ, оказание услуг, передачу имущества или оказание другой поддержки людям и организациям, осуществляющиеся безвозмездно или на льготных условиях в целях: социальной поддержки и защиты граждан, которые в силу различных обстоятельств не могут самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы; подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных и других катастроф и предотвращению несчастных случаев; оказания помощи пострадавшим в результате вышеназванных катастроф и несчастных случаев, социальных, национальных и религиозных конфликтов; предотвращения социальных, национальных и религиозных конфликтов, укрепления мира и согласия между народами; содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе; содействия защите материнства, детства и отцовства; содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности; содействия деятельности в сфере охраны здоровья и улучшения морально-психологического состояния людей; содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта; охраны окружающей природной среды и защиты животных; охраны и должного содержания зданий объектов и территорий, имеющих историческое, культурное, культовое или природоохранное значение.
На сегодняшний день экономисты не пришли к единому определению некоммерческого сектора, в их трактовках этого понятия существуют следующие нюансы.
Б. Хопкинс характеризует некоммерческий сектор американского общества как эффективную сеть частных учреждений, состоящую из неприбыльных национальных организаций <7>. Хопкинс определяет "третий" сектор, вычленяя некоммерческие организации из всей совокупности частных учреждений.
   --------------------------------

<7> Хопкинс Б. Как создать неприбыльную организацию и управлять ею. М.: Сопричастность - Юнайтед Вэй Интернэ, 1993; Вестник благотворительности. 1993, апрель - май. № 2.

Т. Силк определяет некоммерческий сектор как совокупность некоммерческих организаций, не имеющих доходов и прибыли, так как им запрещено законом отдавать учредителям доход с долей участия. Если такая организация получает прибыль, она обязана целиком и полностью израсходовать ее на нужды своей деятельности <8>.
   --------------------------------

<8> 7 нот менеджмента: Учебник. ЗАО Эксперт, 1998; Архипов В.Н., Верховская О.Р. Стратегическое планирование в малом бизнесе: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.

По мнению Л.И. Якобсона, принцип неучастия учредителей в доходах некоммерческой организации фиксирует главное отличие некоммерческого сектора от коммерческого. Л.И. Якобсон подчеркивает, что тот, кто учредил данную организацию, наделив ее имуществом и утвердив устав, не вправе прямо или косвенно участвовать в ее прибыли <9>, <10>.
   --------------------------------

<9> Якобсон Л.И. Некоммерческий сектор экономики: проблемы правового регулирования // Государство и право. 1992. № 3.
<10> Кинг У., Кдиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. М.: Прогресс, 1982. 400 с.

А.И. Радушинская вводит в определение сектора акцент на прозрачности, полной открытости экономической информации о деятельности любой негосударственной некоммерческой организации <11>.
   --------------------------------

<11> Радушинская А.И. Негосударственные некоммерческие организации: основные проблемы и опыт совершенствования управления. Всероссийская научно-практическая конференция "Проблемы и опыт совершенствования управления и повышения эффективности функционирования учреждений и предприятий социальной сферы". СПб.: СПбГИЭУ, 2002.

На ключевое ограничение по распределению прибыли или собственности между директорами, администрацией, персоналом и другими лицами указывают и Л. Демидова, и И. Шейман <12>. Они подчеркивают, что это - главная особенность некоммерческих структур, отличающая их от любых других, прежде всего от бизнес-структур, распределяющих часть полученного дохода среди акционеров.
   --------------------------------

<12> Демидова Л., Шейман И. Неприбыльный сектор в системе хозяйственных отношений США // Вопросы экономики. 1994. № 4.

На основе проведенного исследования нами предлагается следующее определение третьего сектора: некоммерческий сектор - совокупность негосударственных организаций, соблюдающих принцип нераспределения прибыли между учредителями и членами организации в качестве их доходов и принцип прозрачности экономической информации. Заметим, что принцип неиспользования прибыли учредителями и членами организации является главным, а соблюдение принципа прозрачности экономической информации, по сути, обеспечивает четкость соблюдения первого принципа, а также позволяет отдельно взятой организации и сектору в целом противостоять негативизму общества в восприятии ННКО.
Определив основные понятия, логично рассмотреть проблематику структурирования российского третьего сектора. Исследователи также расходятся во взглядах по этому вопросу. Так, Т. Ярыгина, предлагает всю совокупность организаций третьего сектора объединить в две большие группы: защищающие интересы отдельных слоев населения и решающие глобальные общественные проблемы <13>. А. Сунгуров в свою очередь предлагает разделить все ННКО на четыре класса <14>. Первым он выделяет класс некоммерческих организаций, фокусной группой которых являются непосредственно члены этих организаций. Этот класс он делит на два подкласса: "организации взаимопомощи", объединяющие людей по принципу общей проблемы или особенности, создающей трудности для социальной адаптации и интеграции (организации инвалидов, ассоциации родителей больных детей и т.д.); иногда сюда же можно отнести и объединения людей по демографическому или гендерному признаку, а также по характеру сексуальной ориентации; "организации клубного типа", включающие разнообразные группы самосовершенствования, клубы по интересам и т.д.
   --------------------------------

<13> http://www.yabloko.ru/Themes/Social/soc-37.html.
<14> Сунгуров А.Ю. Публичное пространство, гражданское общество и власть. М.: РАПН, 2008. 424 с., а также материалы Конференции "Гражданские свободы и образование на рубеже веков и континентов". СПб., 2006.

Ко второму классу Сунгуров относит организации, деятельность которых направлена на решение определенных проблем, непосредственно не связанных с проблемами самих их членов. Здесь также просматриваются два подкласса: организации "социальной" направленности, или благотворительные организации, деятельность которых направлена на решение человеческих проблем, при этом часть из них решает комплекс проблем определенных категорий населения, например, престарелых, многодетных или безработных, другая часть - конкретные типы проблем - например проблему бездомности или проблему СПИДа; организации "экологической" направленности, особенно если понимать под "экологической деятельностью" защиту окружающей среды в широком смысле, т.е. не только группы охраны природы, но и группы защиты памятников культуры и т.д.
А к третьему классу Сунгуров относит правозащитные организации, но, по нашему мнению, выделение их в отдельный класс недостаточно обоснованно, так как правозащитные организации - это организации "социальной направленности", защищающие интересы тех или иных граждан в случае ущемления их гражданских прав и свобод.
Более правильным представляется отнести к третьему классу некоммерческие организации, основанные коммерческими структурами. Бизнес, являясь частью общества, желает так или иначе воздействовать на это общество, в том числе и через деятельность специально создаваемых НКО. Различаясь направлениями своей деятельности, этот класс организаций отличает особенность миссии - способствовать своей общественно значимой деятельностью укреплению имиджа, формированию положительной репутации коммерческих компаний, учреждающих и финансирующих эти НКО. Отметим, что организации этого типа традиционно отличает более профессиональное управление, так как материнская компания имеет возможность привлечь в эти структуры менеджеров самого высокого уровня.
Наконец, четвертый класс некоммерческих организаций - это ресурсные центры, оказывающие методическую, информационную и другую поддержку НКО. Миссией ресурсных центров является содействие деятельности других некоммерческих организаций в самом широком смысле. Сюда входят и организации, специализирующиеся на правовом обеспечении некоммерческого сектора; и организации, совмещающие исследовательскую и образовательную деятельность; информационные, просветительские центры, центры поддержки, возникшие на основе целевых грантов.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что сектор негосударственных некоммерческих организаций в нашей стране находится в постоянном развитии и его изучение, научное осмысление процессов, происходящих в нем, внедрение в практику научных результатов исследований, несомненно, будет способствовать успешному разрешению многих социальных проблем.

А.В.Малышев
К. э. н.
Подписано в печать
22.12.2008


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru