Законодательство
Выдержки из законодательства РФ

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







"МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РАБОТАЮЩИХ ПОДРОСТКОВ МОСКВЫ" (№ 51)"
(утв. председателем Комитета здравоохранения г. Москвы 23.10.2000)

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






УТВЕРЖДАЮ

Председатель
Комитета здравоохранения
А.П. Сельцовский
23 октября 2000 года

СОГЛАСОВАНО

Председатель УМС
Комитета здравоохранения
Л.Г. Костомарова
23 октября 2000 года

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РАБОТАЮЩИХ
ПОДРОСТКОВ МОСКВЫ

Методические рекомендации
(№ 51)

Главный специалист
по подростковой службе
Комитета здравоохранения
А.Г. Автандилов
20 октября 2000 года

Учреждение-разработчик: НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН.
Составители: д.м.н. проф. Л.М. Сухарева, к.м.н. А.Г. Ильин, д.м.н. И.К. Рапопорт, к.м.н. К.Э. Павлович, к.м.н. Е.И. Шубочкина, к.м.н. И.В. Звездина, к.б.н. С.С. Молчанова, к.м.н. Г.А. Шаршаткина, к.б.н. Ю.А. Ямпольская, к.м.н. А.В. Куликова.
Рецензент: заведующий сектором развития и охраны материнства и детства НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А. Семашко РАМН д.м.н. Л.П. Чичерин.
Предназначение: для органов управления здравоохранением, амбулаторно-поликлинических учреждений, обеспечивающих медицинское обслуживание подростков.

Состояние здоровья учащихся системы начального
профессионального образования и работающих
подростков г. Москвы

Значительную часть подростковой популяции составляют учащиеся учреждений начального профессионального образования и работающие подростки.
Изучение основных показателей физического развития и анализ их изменений у подростков за последнее десятилетие позволил выявить определенные тенденции. Установлено достоверное снижение продольного роста на 0,5-1,5 см, окружности грудной клетки на 4,5-8,5 см, а также массы тела во всех возрастно-половых группах на 2,5-4 кг. Отмечается снижение доли подростков с нормальным физическим развитием. Причем отклонения в физическом развитии формируются в меньшей степени за счет избыточной массы тела, что можно было наблюдать в 80-х годах, а преимущественно за счет дефицита массы тела. За последнее десятилетие удельный вес юношей с избыточной массой тела снизился с 10,2% до 6,6%, а девушек - с 9,1% до 4,5%, в то же время доля юношей с дефицитом массы тела возросла с 12,4% до 18,8%, а девушек - с 13,5% до 19,9%. Произошло увеличение числа лиц астенического телосложения: среди юношей с 43,8 до 47,7%, среди девушек - с 45,9% до 66,1%.
Отличие в уровне физического развития современных подростков от их сверстников прошлого десятилетия обнаруживается в менее выраженном приросте мышечной силы с возрастом. В результате этого процесса в 17-летнем возрасте юноши имеют показатели мышечной силы (по данным динамометрии) на 18,5% (на 10 кг), а девушки на 21,0% (на 7 кг) ниже, чем их сверстники в 80-х годах.
По данным углубленных профилактических осмотров, распространенность хронических болезней и функциональных нарушений у подростков, получающих начальное профессиональное образование, достигает 3000 на 1000 обследованных. Полученные результаты более чем вдвое превышают данные официальной статистики о заболеваемости (по обращаемости) подростков 15-17 лет.
Изучение структуры функциональных расстройств у подростков - учащихся ПТУ показывает, что в обеих сравниваемых группах наиболее распространенными являются нарушения костно-мышечной системы и соединительной ткани, органов зрения, системы пищеварения, органов кровообращения и эндокринной системы. Удельный вес указанных функциональных нарушений в сумме в группе учащихся ПТУ составляет 96,3%.
В структуре заболеваемости хроническими болезнями учащихся профтехучилищ первые ранговые места принадлежат патологии опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения, зрительного анализатора. Суммарная доля указанных болезней в структуре выявляемой патологии у учащихся ПТУ составляет 49,0%.
Наиболее неблагоприятная картина состояния здоровья отмечена при обследовании девушек - учащихся профтехучилищ. Общая патологическая пораженность достигает 3373,2, в том числе частота функциональных отклонений - 2283,6, а хронических заболеваний - 1089,6. Значительно распространены заболевания и функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата (567,2), нервно-психической сферы и сомато-вегетативного характера (447,8), сердечно-сосудистой системы (388,1), органов пищеварения (328,4).
В последние годы у 25,1% девушек 15-16 лет и у 22,3% девушек 17-18 лет наблюдается несоответствие (снижение) степени полового созревания возрасту. Сроки начала менструаций у девушек сместились в сторону более старшего возраста. Установлено, что у 18-20% девушек - учащихся ПТУ в возрасте 15-16 лет менструальный цикл еще не установился. В структуре нарушений первое место занимают нерегулярные менструации (более 1/3 всех отклонений), далее идут задержка становления менструальной функции, легкая форма альгодисменореи и длительно неустановившиеся менструации. Было установлено, что 6,6% девушек имеют серьезные отклонения, которые указывают на такие формы патологии, как тяжелые формы альгодисменореи, предменструальный синдром, маточные кровотечения и позднее менархе. В динамике профессионального обучения и особенно четко с увеличением возраста отмечалось достоверное увеличение количества девушек с сильными менструальными болями (с 11,8% до 19,8%), принимающих во время менструации лекарства (с 27,8% до 38,9%), обращавшихся к врачу по поводу длительных и обильных менструаций (с 3,1% до 6,8%). Если на первом году обучения нарушения менструации отмечали 3% девушек 14-15 лет, то на последнем - втрое больше.
С возрастом увеличивается доля хронических воспалительных и невоспалительных заболеваний матки и ее придатков. У девушек-подростков 17 лет, при снижении общей частоты нарушений менструального цикла, увеличивается распространенность выраженных форм указанных расстройств, требующих соответствующего лечения. Высокая частота отклонений полового развития, функциональных расстройств и хронических болезней женской половой сферы является показателем нарушений репродуктивного здоровья у девушек подросткового возраста.
Таким образом, сопоставление данных профилактических осмотров, проведенных врачами, обслуживающими учащихся ПТУ, с результатами углубленных профилактических осмотров свидетельствует о низких показателях выявляемости функциональных нарушений и начальных форм хронической патологии у подростков (25-45%) и об отсутствии целенаправленной профилактической и лечебно-оздоровительной работы.
Индивидуальный анализ состояния здоровья подростков, обучающихся в ПТУ, и сопоставление данных с действующим Перечнем медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению, 1988 (9 сборников по отраслям промышленности и сельского хозяйства), показали, что (в зависимости от профессии) от 12,1% до 28,4% учащихся имеют медицинские противопоказания к выбранным профессиям, а более 70% имеют ограничения при дальнейшем трудоустройстве из-за возможного ухудшения здоровья при контакте с отдельными производственными факторами.
В результате нерационального в медицинском отношении выбора профессии трудовая деятельность молодых рабочих будет сопряжена со значительным риском прогрессирования функциональных расстройств и хронической патологии, развитием профессиональных заболеваний, ранней инвалидизации, а также с низким уровнем трудоспособности.
Представленные данные свидетельствуют о недостаточном уровне профориентационной и профконсультационной работы в школе, неудовлетворительном качестве профотбора по медицинским показаниям при приеме абитуриентов в учреждения начального профессионального образования и приеме подростков на работу.
В основе развития большинства хронических неинфекционных заболеваний лежат факторы риска, обусловленные образом жизни, - употребление алкоголя, курение, нерациональное питание, низкая физическая активность и др. Подростки, имеющие факторы риска, отличаются от своих сверстников меньшей социальной активностью, более низким материальным достатком семьи; среди них достоверно чаще отмечается употребление и злоупотребление алкоголем, негативное отношение к будущей профессии, трудности овладения ею. Согласно результатам анкетирования среди 15-16-летних подростков - учащихся ПТУ - распространенность курения составляет 38,6%, среди 17-18-летних - 60,4%; 38,6% 15-16-летних подростков и 70,5% 17-18-летних употребляют алкоголь. Среди них "3-4 раза в месяц и чаще" употребляют 5,4% 15-16-летних и 16,8% 17-18-летних подростков. Решающим фактором начала употребления алкоголя являются причины, заложенные в микросоциальной среде учащихся. Употребление алкоголя в подростковом возрасте представляет большую опасность как в социальном, так и в медицинском плане.
Склонность к ранней сексуальной активности характерна для современных девушек. Среди факторов риска ухудшения здоровья девушек особенно значимыми являются репродуктивное поведение и уровень полового просвещения. Результаты анкетирования показали, что 35% девушек - учащихся ПТУ считают допустимым начало половой жизни до 15-16 лет, а 5-10% - до 13-14 лет. При такой предрасположенности к ранней интимной жизни девушки серьезно не задумывались о причинах начала половой жизни и подавляющее большинство (91-93%) никогда не обращались к гинекологу. Основным источником информации об интимной жизни для девушек являются друзья. О недостаточном внимании медицинских работников к вопросам полового просвещения свидетельствует тот факт, что 25% опрошенных не знали никаких противозачаточных средств. Причем от 15 к 18 годам на фоне изменения сексуального поведения информированность не повышалась.
Таким образом, наряду с профессионально-производственными, социальные факторы влияют на формирование состояния здоровья девушек, ухудшая показатели как соматического здоровья, так и состояние менструальной функции.
Существующая форма медицинского обслуживания в женских консультациях по месту проживания не учитывает психологию подростков. Даже при острой необходимости они избегают их посещать, боясь огласки. Гинекологи, обслуживающие взрослых женщин, не всегда считают себя подготовленными для работы с подростками. Следовательно, медицинское обслуживание девушек-подростков нуждается в определенной коррекции.
Около 5 лет в Москве функционируют Подростковые медицинские центры в Юго-Западном и в Юго-Восточном административных округах.
Анализ деятельности этих Центров, по данным Комитета здравоохранения Москвы, показал, что проведение комплексной целевой диспансеризации подростков в этих лечебно-профилактических учреждениях характеризуется следующими показателями по сравнению с данными, поступившими из округов, не имеющих подростковых медицинских центров:
- увеличивается вдвое количество подростков с впервые выявленными заболеваниями (так, в Центре Юго-Западного округа подростки с впервые установленными диагнозами составляют 14,5%, а в других округах от 2% до 8% (в среднем 6,9%);
- возрастает количество подростков, относимых ко II группе диспансерного учета, на 5-7%;
- уменьшается количество подростков, относимых к III группе диспансерного учета, на 5-7%.
Начата работа по обеспечению гинекологическими осмотрами девушек-подростков и урологическими осмотрами - юношей. В 1998 году в среднем гинекологический осмотр прошли 20,5% девушек, а урологический - 5,6% юношей.
Данные о работе Подростковых центров свидетельствуют об относительно высоком качестве проводимых профилактических осмотров и эффективной диагностической и лечебно-коррекционной работы. Вместе с тем Подростковые центры не могут охватить профилактической и лечебно-оздоровительной работой всех подростков г. Москвы.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о неблагоприятных тенденциях в состоянии здоровья учащихся учреждений начального профессионального образования и работающих подростков, слабой организации профилактической, диагностической и лечебно-коррекционной работы. В связи с вышеуказанными данными необходимо совершенствование системы медицинского обслуживания учащихся учреждений начального профессионального образования и работающих подростков.
В методических рекомендациях представлены основные принципы организации медицинского обслуживания учащихся учреждений начального профессионального образования и работающих подростков в соответствии с приказом МЗ РФ № 154 от 05.05.99. Реализация методических рекомендаций предполагает совместную работу органов здравоохранения и образования г. Москвы.

Медицинское обслуживание учащихся учреждений начального
профессионального образования и работающих подростков

Медицинское обслуживание учащихся учреждений начального профессионального образования и работающих подростков должно осуществляться врачами-педиатрами территориальных детских поликлиник, а в учреждениях начального профессионального образования - врачами и средними медицинскими работниками Отделений организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях - подразделений детских амбулаторно-поликлинических учреждений по месту нахождения образовательного учреждения. Подростковые медицинские центры должны выполнять функции консультативно-диагностических учреждений. Отвечать за медицинское обслуживание каждого учащегося учреждений начального профессионального образования и работающего подростка до достижения 18-летнего возраста обязан участковый врач-педиатр. С целью повышения эффективности профилактических мероприятий подростков представляется целесообразным выделение следующих групп:
1) школьники массовых школ с традиционными формами образовательного процесса;
2) школьники образовательных учреждений нового вида (гимназий, лицеев);
3) школьники, совмещающие учебу с трудовой деятельностью;
4) учащиеся учреждений начального профессионального образования (ПТУ, колледжей);
5) работающие подростки.
Каждая из представленных групп подростков в процессе профилактической работы требует к себе особого подхода в зависимости от различий в условиях и образе жизни, сочетаний факторов риска, связанных с видом и типом учебного учреждения, контакта с неблагоприятными производственными факторами, режима учебы и трудовой деятельности. Следует подчеркнуть необходимость дифференцированного подхода к проведению профилактических осмотров и диспансеризации подростков, относящихся к указанным группам, а также медико-физиологической профессиональной ориентации и врачебной профконсультации в зависимости от формы обучения и видов профессиональной деятельности юношей и девушек. Особого внимания требуют работающие подростки, подростки, совмещающие учебу с работой, и учащиеся учреждений начального профессионального образования.

Функциональные обязанности медицинского персонала
(врача и средних медицинских работников),
осуществляющих медицинское обеспечение учащихся
учреждений начального профессионального образования

Общая часть

1. Медицинский персонал, осуществляющий медицинское обеспечение учащихся учреждений начального профессионального образования (далее - медицинский персонал), работает в составе отделения организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях территориального детского амбулаторно-поликлинического учреждения.
2. Медицинский персонал в своей работе руководствуется нормативными документами Минздрава Российской Федерации, органов управления здравоохранением различных уровней, Положением об отделении организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях, распоряжениями главного врача и заведующего отделением поликлиники.
3. Распоряжения врача являются обязательными для среднего медицинского персонала образовательного учреждения. Деятельность медицинского персонала учреждений начального профессионального образования направлена на организацию и осуществление профилактической, диагностической, коррекционной, лечебной и реабилитационной помощи учащимся данных учреждений.
Медицинский персонал, осуществляющий медицинское обслуживание учащихся учреждений начального профессионального образования, в своей деятельности решает следующие задачи:
1. Проведение профилактической работы в образовательном учреждении:
1.1. Организация учета всех учащихся (в возрасте до 18 лет и после 18 лет) данного учебного заведения.
1.2. Участие в осуществлении контроля за санитарно-гигиеническими условиями образовательного учреждения, за условиями прохождения производственно-технологической практики.
1.3. Оказание методической помощи педагогическому коллективу в организации образовательного процесса, контроль за его соответствием существующим санитарно-гигиеническим нормативам.
1.4. Проведение контроля за организацией и качеством питания учащихся.
1.5. Осуществление контроля за правильной организацией и качеством физического воспитания.
1.6. Гигиеническое воспитание учащихся (участие в разработке и реализации программ гигиенического образования, направленных на сохранение и укрепление соматического, репродуктивного, психического здоровья, контроль эффективности применения таких программ). Повышение уровня знаний педагогов по вопросам охраны и укрепления здоровья учащихся.
1.7. Иммунопрофилактика инфекционных болезней (планирование вакцинации, контроль за состоянием здоровья до и после вакцинации, общей и местной реакциями на проведенную прививку).
1.8. Проведение работы по обеспечению медико-психологической адаптации (совместно с психологом и педагогами разработка медико-педагогических рекомендаций по адаптации и ее коррекции в процессе обучения, осуществление медицинского контроля за течением адаптации и проведением коррекционной работы).
1.9. Определение профессиональной пригодности абитуриентов, поступающих в учреждения начального профессионального образования, к избранной профессии или специальности (по данным медицинской справки - форма 086/у "Врачебное профессионально-консультативное заключение", оформленной в поликлинике по месту жительства клинико-экспертной комиссией).
1.10. Определение (по данным профилактических осмотров) возможности прохождения производственно-технологических практик учащимися с нарушениями здоровья и развития, а также направление их на клинико-экспертную комиссию в случае необходимости изменения условий прохождения практики.
1.11. Проведение в процессе получения профессионального образования медицинской профессиональной ориентации и врачебных профессиональных консультаций учащихся с отклонениями в состоянии здоровья по рациональной специализации и оптимальному трудоустройству по окончании образовательного учреждения.
1.12. Организация и контроль за проведением ежегодных скрининг-обследований. Организация и участие в проведении ежегодных плановых профилактических медицинских осмотров учащихся с привлечением врачей-специалистов. Осмотры проводятся целенаправленно с учетом возможного контакта учащихся в процессе овладения производственными навыками и производственной практики с вредными профессионально-производственными факторами (основание - приказ МЗ СССР № 555 от 29.09.89 (приложение 2, п. 13.3), приказ МЗ РФ и Министерства образования РФ № 186/272 от 30.06.92, приказ МЗ и МП РФ № 60 от 14.03.95, приказ МЗ и МП РФ № 90 от 14.03.96, приказ МЗ РФ № 151 от 07.05.98, приказ МЗ РФ № 154 от 05.05.99). Учащиеся 18 лет и старше для прохождения профилактического осмотра направляются врачом в поликлинику общей сети по месту жительства (если проведение профосмотров в этом возрасте предусмотрено нормативными документами).
1.13. Формирование групп учащихся высокого медицинского, медико-социального, медико-психологического риска по возникновению расстройств здоровья и развития (методические рекомендации "Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы", утв. МЗ и МП Российской Федерации, 1993 г.).
1.14. Разработка медицинских и (совместно с педагогами, психологом) медико-, психолого-педагогических рекомендаций по коррекции отклонений в состоянии здоровья, в т.ч. с учетом воздействия комплекса профессионально - производственных факторов в учреждениях начального профессионального образования.
1.15. Сбор и анализ социальной, психолого-педагогической и другой информации, способствующей формированию групп риска для медицинского наблюдения за подростками, правильной постановки диагноза, для определения приоритетов при разработке и реализации профилактических, коррекционных и реабилитационных программ.
2. Анализ состояния здоровья учащихся (по показателям заболеваемости, травматизма, физического развития, частоты факторов риска), разработка комплекса медицинских, медико-педагогических, медико-, социально-психологических мероприятий по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья учащихся (снижение заболеваемости, профилактика травматизма и др.).
3. Организация и проведение диагностической работы:
3.1. Раннее и активное выявление отклонений в физическом развитии, функциональных расстройств и начальных форм хронических заболеваний, в т.ч. обусловленных спецификой обучения в учреждениях профессионального образования.
3.2. Организация плановых гинекологических и андрологических (урологических) осмотров подростков в условиях специализированных учреждений или кабинетов.
4. Организация и проведение работы по коррекции нарушений здоровья и развития, лечению заболеваний и реабилитации подростков с нарушениями здоровья.
4.1. Реализация мероприятий по коррекции функциональных нарушений и хронических заболеваний, наиболее часто встречающихся среди подростков и снижающих возможности их социальной адаптации и интеграции, а также реабилитации лиц, страдающих этой патологией (патология органов зрения, опорно-двигательного аппарата, нервной системы, отдельных психических расстройств, органов кровообращения, пищеварения, в т.ч. кариеса и др.).
4.2. Отбор учащихся на санаторно-курортное лечение, в санатории-профилактории, на диетическое питание.
4.3. Оказание медицинской помощи всем учащимся в образовательном учреждении в случаях острых и обострения хронических заболеваний (неотложная врачебная помощь, направление в территориальную поликлинику, вызов бригады скорой и неотложной помощи).
5. Обеспечение взаимодействия образовательного учреждения и территориальной поликлиники, осуществляющей медицинское обслуживание детей и подростков:
5.1. Анализ имеющейся медицинской, медико-социальной и психологической информации об учащемся и обеспечение ее поступления участковому педиатру.
5.2. Разработка (совместно с участковым педиатром) и реализация в условиях образовательного учреждения комплекса мероприятий по сохранению и укреплению здоровья подростков.
6. Ведение учетно-отчетной медицинской документации, отражающей состояние здоровья учащихся (в т.ч. сведения о медико-биологических, социальных, поведенческих, психологических и других факторах риска), объем и качество оказания медицинской помощи (в пределах своей компетенции).
7. Оформление по результатам профилактических осмотров врачебного заключения в Медицинской карте ребенка (форма № 026/у-00) с указанием:
- возможности дальнейшего продолжения обучения в учреждении начального профессионального образования;
- условий прохождения производственных практик;
- предварительного заключения о возможности прохождения воинской службы;
а на заключительном этапе обучения рекомендаций по:
- рациональному трудоустройству;
- дальнейшему медицинскому наблюдению в амбулаторно-поликлинических учреждениях общей сети;
- проведению лечебно-оздоровительных и коррекционных мероприятий;
- рациональным формам занятий физкультурой и спортом.
8. Эффективность работы медицинского персонала учреждений начального профессионального образования.
8.1. Эффективность оценивается по данным:
- официальной отчетной документации;
- учетной формы № 026/у-00 "Медицинская карта ребенка, подростка (для образовательных учреждений)";
- анализа результатов специальных исследований (анкетирование детей, родителей, педагогов и др.).
8.2. Критериями эффективности являются:
- положительные сдвиги в состоянии здоровья (оцениваются по динамике показателей заболеваемости, физического развития, функциональных возможностей организма в целом и отдельных его систем);
- снижение распространенности среди подростков факторов риска (поведенческих, в т.ч. вредных привычек, факторов, связанных с условиями и образом жизни, профессионально-производственных и других).

Функциональные обязанности педиатра, осуществляющего
медицинское обеспечение работающих подростков

Общие положения

Медицинское обеспечение работающих подростков осуществляется врачами-педиатрами территориальных детских амбулаторно-поликлинических учреждений по месту прописки подростка.
Деятельность участкового педиатра направлена на организацию и осуществление диагностической, коррекционной, лечебной и реабилитационной помощи работающим подросткам, оказываемой на дому и в условиях детской территориальной поликлиники.
Педиатр решает следующие задачи, направленные на сохранение и укрепление здоровья работающих подростков:
1. Проведение профилактической работы в отношении работающих подростков:
1.1. Организация учета всех работающих подростков, проживающих на территории детского амбулаторно-поликлинического учреждения.
1.2. Гигиеническое воспитание работающих подростков; санитарное просвещение по вопросам, касающимся факторов риска хронических неинфекционных заболеваний, заболеваний, передающихся половым путем, наркомании и токсикомании, СПИДа.
1.3. Иммунопрофилактика инфекционных болезней (планирование вакцинации, контроль за состоянием здоровья до и после вакцинации, общей и местной реакциями на проведенную прививку).
1.4. Определение профессиональной пригодности к работе и поступлению в учреждения профессионального образования, к избранной профессии или специальности (оформление справки форма 086/у "Врачебное профессионально-консультативное заключение").
1.5. Организация и участие в проведении ежегодных профилактических медицинских осмотров работающих подростков с привлечением врачей-специалистов детской поликлиники. Осмотры проводятся целенаправленно с учетом возможного контакта работающих подростков с вредными профессионально-производственными факторами (основание - приказ МЗ СССР № 555 от 29.09.89 (приложение 2, п. 13.3), приказ МЗ РФ и Министерства образования РФ № 186/272 от 30.06.92, приказ МЗ и МП РФ № 60 от 14.03.95, приказ МЗ и МП РФ № 90 от 14.03.96, приказ МЗ РФ № 151 от 07.05.98, приказ МЗ РФ № 154 от 05.05.99). Работающие подростки 18 лет и старше для прохождения профилактического осмотра направляются врачом в поликлинику общей сети по месту жительства (если проведение профосмотров в этом возрасте предусмотрено нормативными документами).
1.6. Определение (по данным профилактических осмотров) возможности продолжения работы на выбранном предприятии или учреждении.
1.7. Проведение врачебных профессиональных консультаций подростков с отклонениями в состоянии здоровья.
1.8. Формирование групп работающих подростков высокого медицинского, медико-социального, медико-психологического риска по возникновению расстройств здоровья и развития (методические рекомендации "Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы" (утв. МЗ и МП Российской Федерации, 1993 г.).
1.9. Сбор и анализ социальной, психолого-педагогической и другой информации, способствующей формированию групп риска для медицинского наблюдения за подростками, правильной постановки диагноза, для определения приоритетов при разработке и реализации профилактических, коррекционных и реабилитационных программ.
2. Анализ состояния здоровья работающих подростков (по показателям заболеваемости, травматизма, физического развития, эффективности диспансеризации, распространенности факторов риска), разработка комплекса медицинских, медико-педагогических, медико-, социально-психологических мероприятий по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья работающих подростков (снижению заболеваемости, профилактике травматизма и др.).
3. Организация и проведение диагностической работы:
3.1. Раннее и активное выявление отклонений в физическом развитии, функциональных расстройств и начальных форм хронических заболеваний, в т.ч. обусловленных спецификой работы и обучения в учреждениях начального профессионального образования.
3.2. Направление на гинекологические и андрологические (урологические) осмотры работающих подростков в специализированные ЛПУ или кабинеты.
4. Организация и проведение работы по коррекции нарушений здоровья и развития, лечению заболеваний и реабилитации подростков с нарушениями здоровья.
4.1. Реализация мероприятий по коррекции функциональных нарушений и хронических заболеваний, наиболее часто встречающихся среди подростков и снижающих возможности их социальной адаптации и интеграции, а также реабилитации лиц, страдающих этой патологией (патология органов зрения, опорно-двигательного аппарата, нервной системы, отдельных психических расстройств, органов кровообращения, пищеварения, в т.ч. кариеса и др.).
4.2. Отбор работающих подростков на санаторно-курортное лечение, в санатории-профилактории, на диетическое питание.
5. Обеспечение взаимодействия территориальной детской поликлиники, обеспечивающей медицинское обслуживание детей и подростков, с другими лечебно-профилактическими учреждениями.
5.1. Анализ имеющейся медицинской, медико-социальной и психологической информации о работающем подростке.
6. Ведение учетно-отчетной медицинской документации, отражающей состояние здоровья работающих подростков (в т.ч. сведения о медико-биологических, социальных, поведенческих, психологических и других факторах риска), объем и качество оказания медицинской помощи (в пределах своей компетенции).
7. Оформление по результатам профилактических осмотров врачебных заключений с указанием:
- возможности дальнейшего продолжения работы и получения профессионального образования;
- дальнейшего медицинского наблюдения в амбулаторно-поликлинических учреждениях общей сети;
- рекомендации по проведению лечебно-оздоровительных и коррекционных мероприятий;
- рациональных форм занятий физкультурой и спортом.
8. Эффективность работы педиатра с работающими подростками оценивается по данным:
- официальной отчетной документации;
- анализа результатов специальных исследований (анкетирование подростков, родителей, педагогов и др.).
8.1. Критериями эффективности являются:
- положительные сдвиги в состоянии здоровья (оцениваются по динамике показателей заболеваемости, физического развития, функциональных возможностей организма в целом и отдельных его систем);
- снижение распространенности среди подростков факторов риска (поведенческих, в т.ч. вредных привычек, факторов, связанных с условиями и образом жизни, профессионально-производственных и других).


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru