Законодательство
Выдержки из законодательства РФ

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПРИКАЗ Генпрокуратуры РФ от 18.05.1995 № 30
(Извлечение)
"О ЗАДАЧАХ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ О НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Утратил силу в связи с изданием Приказа Генпрокуратуры РФ от 22.06.2001 № 38



ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 18 мая 1995 г. № 30

О ЗАДАЧАХ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ
ЭФФЕКТИВНОСТИ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ
О НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

(Извлечение)

Практика свидетельствует о серьезном обострении криминальной ситуации в молодежной среде, низкой эффективности прежних средств профилактики в изменившихся условиях, необходимости основательного пересмотра и обновления опыта социального и правового контроля.
Нынешний конституционный статус субъектов Федерации предполагает значительное расширение самостоятельности и инициативы органов и организаций, работающих на местах с несовершеннолетними, творческое отношение к реализации проблем, связанных с их правовой защитой как наиболее уязвимого социального слоя.
В Конвенции ООН о правах ребенка, обязательства по выполнению которой взяла на себя Российская Федерация, провозглашен приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства. Охрана детства, забота о наиболее полной реализации прав несовершеннолетних и молодежи - гуманная миссия и профессиональный долг всех работников прокуратуры.
В целях улучшения организации прокурорского надзора за исполнением законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, охране их прав приказываю:
1. Прокурорам республик, краев, областей, г. г. Москвы, Санкт - Петербурга, автономной области, автономных округов, городов и районов, военным, транспортным и иным специализированным прокурорам принять меры к повышению уровня и результативности надзора за исполнением законов о несовершеннолетних, усилению профилактического начала во всей этой деятельности, реализации принципов эффективного, справедливого и гуманного обращения с подростком, находящимся в конфликте с законом.
Улучшить координацию деятельности правоохранительных органов, взаимодействие с другими органами и учреждениями государственной системы профилактики.
2. Главные усилия сосредоточить на защите прав несовершеннолетних, провозглашенных Конституцией Российской Федерации, Конвенцией ООН правах ребенка:
на жизнь и охрану здоровья, образование, труд, социальное обеспечение, отдых и досуг, защиту от жестокого обращения, экономической, сексуальной и иной эксплуатации.
2.1. Осуществляя надзор за исполнением законодательства об образовании, обращать внимание прежде всего на соблюдение принципов всеобщности и общедоступности среднего образования в государственных образовательных учреждениях, пресекать практику незаконного отчисления учащихся, произвол в использовании мер дисциплинарного воздействия к ним. Установить надзор за соответствием закону уставов образовательных учреждений.
Остро реагировать на каждый факт незаконной коммерциализации материальной базы образовательных учреждений, ограничивающий возможности образовательного процесса.
Внимательно следить за тем, чтобы платность образовательных услуг не выходила за рамки, допустимые законодательством об образовании.
2.2. Повысить эффективность надзора за законностью направления несовершеннолетних правонарушителей в специальные школы, профессионально - технические училища для детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, а также за законностью в деятельности этих образовательных учреждений. Обеспечить участие прокурора в рассмотрении каждого дела о направлении несовершеннолетнего в специальные лечебно - воспитательные учреждения закрытого типа.
2.3. Постоянно осуществлять надзор за законностью в деятельности органов опеки, попечительства, социальной защиты, здравоохранения, милиции, и других учреждений по контролю за семейным благополучием детей.
Средствами прокурорского надзора способствовать повышению надежности системы выявления детей, нуждающихся в защите государства, устройстве. В необходимых случаях проявлять инициативу в изъятии детей из неблагополучных семей путем предъявления соответствующих требований в суды.
Имея в виду важность развития института усыновления (удочерения) детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обращать внимание при осуществлении надзорных мероприятий как на необоснованно создаваемые препятствия в этом деле, так и на факты упрощенчества при подготовке в принятии решения об усыновлении, негативно отражающиеся на интересах детей. Решительно пресекать попытки коммерциализации этой сферы.
Обеспечивать действенный надзор за исполнением закона о розыске без вести пропавших детей.
2.4. Систематически проверять соблюдение законности в деятельности детских домов, интернатных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальных приютов, приемников - распределителей для несовершеннолетних, других учреждений, осуществляющих уход за детьми.
Защищая права и законные интересы детей - сирот, особое внимание обращать на обеспечение их всеми видами пособий, льгот и социальных услуг, жильем, на выполнение правовых норм, призванных облегчить социальную адаптацию таких детей.
2.5. Установить постоянный надзор за строгим соблюдением жилищных прав несовершеннолетних, особенно при приватизации жилья и совершении сделок с жильем (продажа, обмен и т.д.).
2.6. Проверяя исполнение законодательства о труде и трудовой занятости несовершеннолетних, способствовать средствами прокурорского надзора реализации установленных в законе возможностей квотирования рабочих мест и других форм приоритетного обеспечения молодежи работой.
2.7. При осуществлении надзора за исполнением законодательства об охране здоровья детей особое внимание обращать на соблюдение установленного Конституцией Российской Федерации принципа бесплатности оказания медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Проводя соответствующие проверки, выяснять с участием специалистов обстоятельства, приводящие к травматизму подростков, нарушению правовых нормативов, касающихся условий труда и производственного обучения, ставить вопросы об их устранении.
2.8. Регулярно проверять исполнение законов о подготовке молодежи к военной службе. Территориальным прокурорам во взаимодействии с военными прокурорами обеспечить четкий и эффективный надзор за соблюдением законности при призыве молодежи на военную службу.
В полной мере использовать силу закона в отношении лиц, уклоняющихся от призыва.
3. Усилить надзор за исполнением требований закона, касающихся предупреждения преступности несовершеннолетних, регулярно проверять законность в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних, профилактических подразделений милиции, органов социальной защиты населения и других учреждений государственной системы профилактики.
Обеспечить постоянный надзор за законностью административных задержаний несовершеннолетних и привлечения их к административной ответственности.
3.1. При организации надзорной работы особое внимание обращать на исполнение требований закона об обязанности родителей по воспитанию детей, предупреждении безнадзорности, на обеспечение занятости подростков учебой или трудом.
Решительно активизировать борьбу с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность, пьянство, наркоманию, в занятие проституцией и попрошайничеством. Повысить требовательность к качеству следствия по этим делам.
Учитывая, что подобные явления получили значительное распространение на территории транспортных предприятий (вокзалы, порты и т.п.), укрепить взаимодействие территориальных и транспортных прокуроров в этом направлении.
3.2. Обеспечить законность арестов и задержаний несовершеннолетних, привлечения их к уголовной ответственности, строгое выполнение всех правовых гарантий, предусмотренных уголовным процессом для несовершеннолетних.
Всемерно содействовать повышению воспитательного и предупредительного значения предварительного следствия и судебного рассмотрения дел о преступлениях несовершеннолетних. В этой работе полнее учитывать положения и принципы, закрепленные в минимальных стандартных Правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. На всех этапах рассмотрения дела несовершеннолетнего уважать его право на конфиденциальность, чтобы избежать причинения вреда из-за ненужной гласности или из-за ущерба репутации.
3.3. Предъявлять строгие требования к неукоснительному выполнению закона о выявлении и устранении обстоятельств, способствующих совершению преступлений, всестороннему исследованию личности несовершеннолетнего правонарушителя и условий его воспитания. Не утверждать обвинительных заключений, если материалы уголовного дела не содержат этих данных, возвращая дела для дополнительного расследования.
Выводы, вытекающие из материалов уголовных дел, использовать для совершенствования практики прокурорского надзора.
3.4. Усилить надзор за исполнением законов, направленных на предупреждение рецидивной преступности несовершеннолетних. Взвешенно подходить к вопросам освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям. Строго следить за тем, чтобы в каждом конкретном случае к несовершеннолетнему были приняты меры воспитательного и профилактического характера.
4. Сосредоточить в подразделениях по делам несовершеннолетних прокуратур субъектов Российской Федерации надзор за расследованием преступлений несовершеннолетних и надзор за исполнением законов, направленных на предупреждение преступности, охрану прав несовершеннолетних и молодежи в социальной сфере, обеспечив тесную взаимосвязь этих направлений надзора. Прокурорам республик, краев и областей укрепить подразделения по делам несовершеннолетних опытными, квалифицированными кадрами, способными в сложных условиях на высоком профессиональном уровне выполнять стоящие перед ними задачи.
Отделу по делам несовершеннолетних и молодежи Генеральной прокуратуры Российской Федерации постоянно изучать правоприменительную практику и состояние прокурорского надзора, принимать меры к его совершенствованию. Обеспечивать взаимодействие в этой работе с другими управлениями и отделами, институтами Генеральной прокуратуры.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru