Законодательство
Выдержки из законодательства РФ

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПИСЬМО Минобразования РФ от 14.05.1999 № 714/11-12
"О ПРЕПОДАВАНИИ "ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ" В 10 - 11 КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 14 мая 1999 г. № 714/11-12

О ПРЕПОДАВАНИИ "ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
В 10 - 11 КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В целях реализации требований Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в 10 - 11 классах общеобразовательных учреждений в курсе "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ) Минобразованием России рекомендовано изучение основ военной службы (письмо Минобразования России от 14.07.98 № 1133/14-12). В связи с этим Минобразование России совместно с Минобороны России разработало примерную учебную программу "Основы безопасности жизнедеятельности" для обучающихся 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования и рекомендует начать ее введение с 1999/2000 учебного года.
В соответствии с программой подготовлены учебники "Основы безопасности жизнедеятельности" (авт. Смирнов А.Т. и др.), включающие раздел "Основы военной службы", которые планируется выпустить в издательстве "Просвещение".
Вместе с тем Минобразование России считает, что в настоящий момент еще не созданы необходимые условия для проведения учебных сборов с обучающимися 10-х классов общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования и поэтому их проведение в текущем учебном году нецелесообразно.
В целях подготовки и создания необходимых условий для проведения учебных сборов в 1999/2000 учебном году Минобразование России рекомендует в июне - августе сего года организовать совместные совещания органов управления образованием, военных комиссариатов и других ведомств.
В настоящее время в Минобороны России с участием Минобразования России готовятся методические рекомендации о порядке проведения учебных сборов, которые после их утверждения будут направлены в органы управления образованием субъектов Российской Федерации.

Первый заместитель Министра
А.Ф.КИСЕЛЕВ





ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА "ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ" ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
10 - 11 КЛАССЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная программа разработана в полном соответствии с обязательным минимумом содержания курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ) в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования и является логическим продолжением программы курса "Окружающий мир" для учащихся 1 - 4 классов и курса ОБЖ для учащихся 5 - 9 классов.
В курсе ОБЖ для 10 - 11 классов завершается обучение учащихся правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.
В соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 14.07.98 № 1133/14-12 в программу курса ОБЖ для обучающихся 10 - 11 классов введен раздел "Основы военной службы".
Раздел "Основы военной службы" органически связан с другими разделами курса и направлен прежде всего на подготовку подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах, выполнению конституционного долга по защите Отечества, патриотическое (военно-патриотическое воспитание) старшеклассников.
В ходе изучения курса ОБЖ учащиеся получают сведения об обороне государства, истории создания Вооруженных Сил, их организационной структуре, функции и основных задачах, боевых традициях и символах воинской чести, об основных воинских обязанностях.
В целях закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков программой курса предусмотрено проведение практических занятий в форме учебных сборов с юношами 10-го класса на базе воинских частей, определяемых военными комиссариатами, или на базе учебных учреждений Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) в конце учебного года. На проведение учебных сборов выделяется пять дней (40 часов учебного времени).
Структурно программа курса ОБЖ состоит из трех содержательных линий: безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний и здорового образа жизни, основы военной службы.
В программе реализованы требования Федеральных законов "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Постановлений Правительства Российской Федерации от 16.01.95 № 43 "О Федеральной целевой программе "Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях", от 24.07.95 № 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций".
Примерная программа курса ОБЖ рассчитана на 176 учебных часов (из них 40 часов - на учебные сборы) и реализуется в 10 - 11 классах общеобразовательных учреждений.
В соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации (Приказ Минобразования России от 09.02.98 № 322) учебная дисциплина "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ) включена в образовательную область "Физическая культура" и на ее изучение в 10 - 11 классах обязательно отводится по одному часу в неделю за счет времени инвариантной части плана. Дополнительное время, необходимое на изучение вопросов, предусмотренных данной программой, рекомендуется выделять за счет вариативной части Базисного учебного плана.
Предлагаемая учебная программа курса ОБЖ предусматривает совместное изучение учебного материала юношами и девушками. Вместе с тем темы "Учебные сборы" (10 класс) и "Особенности военной службы" (11 класс) являются не обязательными для девушек. В это время с девушками организуются занятия по специальной программе "Основы медицинских знаний и здорового образа жизни", направленной на формирование понятий нравственного, физического и репродуктивного здоровья женщин; изучение вопросов, связанных с созданием семьи.
Преподавание курса ОБЖ в 10 - 11 классах проводит преподаватель-организатор курса ОБЖ. Занятия по отдельной программе с девушками рекомендуется проводить учителям биологии или специалистам, имеющим медицинское образование.
Освоение программы курса ОБЖ в 11 классе заканчивается итоговой аттестацией. Выпускники имеют право в качестве экзамена по выбору сдавать экзамен по ОБЖ.
В аттестат о среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется итоговая отметка по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности".
Настоящая программа является основой для разработки рабочей программы курса ОБЖ в общеобразовательных учреждениях.
Данная примерная программа курса ОБЖ для обучающихся в 10 - 11 классах общеобразовательных учреждений разработана авторским коллективом в составе: А.Т. Смирнов, В.А. Васнев, Б.И. Мишин.

ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ПО РАЗДЕЛАМ
ПРОГРАММЫ ОБЖ ДЛЯ 10 КЛАССА

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. 10 КЛАСС

   -------------T---------------------------------------T-----------¬

¦Содержатель-¦ Разделы и темы программы ¦ Кол-во ¦
¦ные линии ¦ ¦ часов ¦
¦ ¦ +----T------+
¦ ¦ ¦все-¦из них¦
¦ ¦ ¦го ¦ пр. ¦
¦ ¦ ¦ ¦занят.¦
+------------+---------------------------------------+----+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+------------+---------------------------------------+----+------+
¦I. Безопас- ¦1. Опасные и чрезвычайные ситуации, ¦ 9 ¦ 5 ¦
¦ность и ¦возникающие в повседневной жизни, и ¦ ¦ ¦
¦защита ¦правила безопасного поведения ¦ ¦ ¦
¦человека в +---------------------------------------+----+------+
¦опасных и ¦1.1. Правила поведения в условиях ¦ 2 ¦ 2 ¦
¦чрезвычайных¦вынужденной автономии в природных ¦ ¦ ¦
¦ситуациях ¦условиях ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦1.2. Правила поведения в ситуациях ¦ 1 ¦ 1 ¦
¦ ¦криминогенного характера. Правила ¦ ¦ ¦
¦ ¦самозащиты от насильников и хулиганов ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦1.3. Уголовная ответственность ¦ 2 ¦ - ¦
¦ ¦несовершеннолетних ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦1.4. Правила поведения в условиях ¦ 2 ¦ 2 ¦
¦ ¦чрезвычайных ситуаций природного и ¦ ¦ ¦
¦ ¦техногенного характера ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦1.5. Единая государственная система ¦ 1 ¦ - ¦
¦ ¦предупреждения и ликвидации ¦ ¦ ¦
¦ ¦чрезвычайных ситуаций, ее структура и ¦ ¦ ¦
¦ ¦задачи ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦1.6. Законы и другие нормативно- ¦ 1 ¦ - ¦
¦ ¦правовые акты РФ по обеспечению ¦ ¦ ¦
¦ ¦безопасности ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦2. Гражданская оборона - составная ¦ 14 ¦ 6 ¦
¦ ¦часть обороноспособности страны ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦2.1. Гражданская оборона, основные ¦ 1 ¦ - ¦
¦ ¦понятия и определения, задачи ¦ ¦ ¦
¦ ¦гражданской обороны ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦2.2. Современные средства поражения, ¦ 3 ¦ - ¦
¦ ¦их поражающие факторы, мероприятия по ¦ ¦ ¦
¦ ¦защите населения ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦2.3. Оповещение и информирование ¦ 2 ¦ 1 ¦
¦ ¦населения об опасностях, возникающих в ¦ ¦ ¦
¦ ¦чрезвычайных ситуациях военного и ¦ ¦ ¦
¦ ¦мирного времени ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦2.4. Организация инженерной защиты ¦ 4 ¦ 3 ¦
¦ ¦населения от поражающих факторов ЧС ¦ ¦ ¦
¦ ¦мирного и военного времени ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦2.5. Средства индивидуальной защиты ¦ 2 ¦ 2 ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦2.6. Организация проведения аварийно- ¦ 1 ¦ - ¦
¦ ¦спасательных работ в зонах ¦ ¦ ¦
¦ ¦чрезвычайных ситуаций ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦2.7. Организация гражданской обороны в ¦ 1 ¦ - ¦
¦ ¦общеобразовательном учреждении ¦ ¦ ¦
+------------+---------------------------------------+----+------+
¦II. Основы ¦3. Основы медицинских знаний и ¦ 6 ¦ - ¦
¦медицинских ¦профилактика инфекционных заболеваний ¦ ¦ ¦
¦знаний и +---------------------------------------+----+------+
¦здорового ¦3.1. Сохранение и укрепление здоровья -¦ 2 ¦ - ¦
¦образа жизни¦важная часть подготовки юноши ¦ ¦ ¦
¦ ¦допризывного возраста к военной службе ¦ ¦ ¦
¦ ¦и трудовой деятельности ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦3.2. Основные инфекционные ¦ 4 ¦ - ¦
¦ ¦заболевания, их классификация и ¦ ¦ ¦
¦ ¦профилактика ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦4. Основы здорового образа жизни ¦ 11 ¦ - ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦4.1. Здоровый образ жизни и его ¦ 3 ¦ - ¦
¦ ¦составляющие ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦4.2. Биологические ритмы и ¦ 3 ¦ - ¦
¦ ¦работоспособность человека ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦4.3. Значение двигательной активности ¦ 2 ¦ - ¦
¦ ¦и закаливания организма для здоровья ¦ ¦ ¦
¦ ¦человека ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦4.4. Вредные привычки, их влияние на ¦ 3 ¦ - ¦
¦ ¦здоровье. Профилактика вредных привычек¦ ¦ ¦
+------------+---------------------------------------+----+------+
¦III. Основы ¦5. Вооруженные Силы Российской ¦ 16 ¦ - ¦
¦военной ¦Федерации - защитники нашего Отечества ¦ ¦ ¦
¦службы +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦5.1. История создания Вооруженных Сил ¦ 2 ¦ - ¦
¦ ¦России ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦5.2. Организационная структура ¦ 5 ¦ - ¦
¦ ¦Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил, ¦ ¦ ¦
¦ ¦рода войск. История их создания и ¦ ¦ ¦
¦ ¦предназначение ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦5.3. Функции и основные задачи ¦ 8 ¦ - ¦
¦ ¦современных Вооруженных Сил России, их ¦ ¦ ¦
¦ ¦роль и место в системе обеспечения ¦ ¦ ¦
¦ ¦национальной безопасности страны. ¦ ¦ ¦
¦ ¦Реформа Вооруженных Сил ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦5.4. Другие войска, их состав и ¦ 1 ¦ - ¦
¦ ¦предназначение с учетом концепции ¦ ¦ ¦
¦ ¦государственной политики РФ по ¦ ¦ ¦
¦ ¦военному строительству ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦6. Боевые традиции Вооруженных Сил ¦ 8 ¦ - ¦
¦ ¦России ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦6.1. Патриотизм и верность воинскому ¦ 2 ¦ - ¦
¦ ¦долгу - основные качества защитника ¦ ¦ ¦
¦ ¦Отечества ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦6.2. Памяти поколений - дни воинской ¦ 4 ¦ - ¦
¦ ¦славы России ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦6.3. Дружба, войсковое товарищество - ¦ 2 ¦ - ¦
¦ ¦основа боевой готовности частей и ¦ ¦ ¦
¦ ¦подразделений ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦7. Символы воинской чести ¦ 4 ¦ - ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦7.1. Боевое знамя воинской части - ¦ 1 ¦ - ¦
¦ ¦символ воинской чести, доблести и славы¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦7.2. Ордена - почетные награды за ¦ 1 ¦ - ¦
¦ ¦воинские отличия и заслуги в бою и ¦ ¦ ¦
¦ ¦военной службе ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦7.3. Ритуалы Вооруженных Сил Российской¦ 2 ¦ - ¦
¦ ¦Федерации ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦8. Основы военной службы (практические ¦ 40 ¦ 39 ¦
¦ ¦занятия на базе воинской части во ¦ ¦ ¦
¦ ¦внеурочное время) <*> ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦8.1. Основы подготовки гражданина к ¦ 1 ¦ - ¦
¦ ¦военной службе. Начальная военная ¦ ¦ ¦
¦ ¦подготовка в войсках ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦8.2. Размещение и быт военнослужащих ¦ 3 ¦ 3 ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦8.3. Суточный наряд, обязанности лиц ¦ 4 ¦ 4 ¦
¦ ¦суточного наряда ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦8.4. Организация караульной службы, ¦ 4 ¦ 4 ¦
¦ ¦обязанности часового ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦8.5. Строевая подготовка ¦ 5 ¦ 5 ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦8.6. Огневая подготовка ¦ 14 ¦ 14 ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦8.7. Тактическая подготовка ¦ 4 ¦ 4 ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦8.8. Физическая подготовка ¦ 5 ¦ 5 ¦
+------------+---------------------------------------+----+------+
¦Всего ¦ ¦108 ¦ 56 ¦
L------------+---------------------------------------+----+-------


   --------------------------------

<*> Занятия организуются и проводятся в соответствии с распорядком дня воинской части на период проведения учебных сборов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЖ ДЛЯ 10 КЛАССА

I. Безопасность и защита человека в опасных
и чрезвычайных ситуациях

1. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения.
1.1. Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях.
Практические занятия. Разбор наиболее возможных причин попадания человека в условия вынужденного автономного существования, меры профилактики и подготовки к безопасному поведению в условиях автономного существования. Отработка правил ориентирования на местности, движения по азимуту, правил обеспечения водой и питанием. Оборудование временного жилища, добыча огня.
1.2. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера. Правила самозащиты от насильников и хулиганов.
Практические занятия. Обсуждение с обучающимися наиболее возможных ситуаций при встрече с насильниками и хулиганами на улице, в общественном транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью: на рынке, стадионе, вокзале и др.
1.3. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.
Правила поведения в общественном транспорте. Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств или нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.
Хулиганство и вандализм, общие понятия. Виды хулиганских действий (грубое нарушение общественного порядка, повреждение чужого имущества). Уголовная ответственность за хулиганские действия и вандализм.
1.4. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Практические занятия. Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации и одного из возможных вариантов, предусмотренных планом образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).
1.5. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи.
РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Правила и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
1.6. Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности.
Положения Конституции РФ, гарантирующие права и свободы человека и гражданина. Основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Федеральный закон "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Закон РФ "О безопасности", Федеральные законы "О пожарной безопасности", "О безопасности дорожного движения", "Об обороне", "О гражданской обороне" и др.). Краткое содержание законов, основные права и обязанности граждан.
2. Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны.
2.1. Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны.
Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.
Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной.
2.2. Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения.
Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм.
Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные обычные средства поражения, их поражающие факторы.
Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.
2.3. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.
Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи сигнала "Внимание всем!". Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действие населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.
2.4. Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени.
Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях (занятие целесообразно проводить в имеющихся защитных сооружениях).
2.5. Средства индивидуальной защиты.
Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики.
Практические занятия. Отработать порядок получения и пользования средствами индивидуальной защиты.
2.6. Организация проведения аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций.
Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ, организация санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения.
2.7. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении.
Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение. План гражданской обороны образовательного учреждения. Обязанности обучаемых.

II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

3. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний.
3.1. Сохранение и укрепление здоровья - важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности.
Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья - социальная потребность общества.
3.2. Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика.
Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике.
Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.
4. Основы здорового образа жизни.
4.1. Здоровый образ жизни и его составляющие.
Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.
4.2. Биологические ритмы и работоспособность человека.
Основные понятия о биологических ритмах организма. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности.
4.3. Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья человека.
Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и здорового долголетия.
Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм человека и укрепление его здоровья. Правила использования факторов окружающей природной среды для закаливания. Необходимость выработки привычек к систематическому выполнению закаливающих процедур.
4.4. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.
Вредные привычки (употребление алкоголя и наркотиков, курение) и социальные последствия вредных привычек.
Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.
Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную и сердечно-сосудистую системы. Пассивное курение и его влияние на здоровье.
Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании, чистота и культура в быту.

III. Основы военной службы

5. Вооруженные Силы Российской Федерации - защитники нашего Отечества.
5.1. История создания Вооруженных Сил России.
Организация вооруженных сил Московского государства в XIV - XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XIV века. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии.
Создание Советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.
Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.
5.2. Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение.
Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил и рода войск.
Ракетные войска стратегического назначения, их предназначение, обеспечение высокого уровня боеготовности.
Сухопутные войска, история создания, предназначение, рода войск, входящие в Сухопутные войска.
Военно-Воздушные Силы, история создания, предназначение, рода авиации. Войска ПВО, история создания, предназначение, решаемые задачи. Включение ПВО в состав ВВС.
Военно-морской флот, история создания, предназначение.
5.3. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа Вооруженных Сил.
Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны страны. Руководство и управление Вооруженными Силами. Реформа Вооруженных Сил России, ее этапы и основное содержание.
5.4. Другие войска, их состав и предназначение с учетом концепции государственной политики РФ по военному строительству.
Пограничные войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, Железнодорожные войска Российской Федерации, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войска гражданской обороны, их состав и предназначение.
6. Боевые традиции Вооруженных Сил России.
6.1. Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества защитника Отечества.
Патриотизм - духовно-нравственная основа личности военнослужащего - защитника Отечества, источник духовных сил воина.
Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов - основное содержание патриотизма.
Воинский долг - обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные составляющие личности военнослужащего - защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг.
6.2. Памяти поколений - дни воинской славы России.
Дни воинской славы России - дни славных побед, сыгравшие решающую роль в истории России.
Основные формы увековечивания памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.
6.3. Дружба, войсковое товарищество - основа боевой готовности частей и подразделений.
Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений.
Войсковое товарищество - боевая традиция Российской армии и флота.
7. Символы воинской чести.
7.1. Боевое знамя воинской части - символ воинской чести, доблести и славы.
Боевое знамя воинской части - особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части.
Ритуал вручения Боевого знамени воинской части, порядок его хранения и содержания.
7.2. Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.
История государственных наград за военные отличия в России.
Основные государственные награды СССР и России, звание "Герой Советского Союза", звание "Герой Российской Федерации".
7.3. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого знамени воинской части. Порядок вручения личному составу вооружения и военной техники. Порядок проводов военнослужащих, уволенных в запас или отставку.
8. Основы военной службы (практические занятия на базе воинской части во внеурочное время).
8.1. Основы подготовки гражданина к военной службе. Начальная военная подготовка в войсках.
Вводное занятие, проводимое перед началом учебных сборов на базе воинской части. Ознакомление с историей части, ее боевым путем, подвигами воинов части в военное и мирное время, боевыми традициями и задачами части, решаемыми в мирное время по подготовке к защите Отечества. Ознакомление обучающихся с расписанием занятий и распорядком дня на время учебных сборов, с требованиями к правилам безопасности во время занятий с оружием и на военной технике. Значение учебных сборов в практической подготовке обучающихся к военной службе.
8.2. Размещение и быт военнослужащих.
Размещение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, содержание помещений. Противопожарная защита. Охрана окружающей среды.
Распределение служебного времени и повседневный порядок.
Распределение времени в воинской части, распорядок дня. Подъем, утренний осмотр и вечерняя проверка. Учебные занятия, завтрак, обед и ужин. Увольнение из расположения части. Посещение военнослужащих.
8.3. Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда.
Назначение и состав суточного наряда воинской части. Подготовка суточного наряда.
8.4. Организация караульной службы, обязанности часового.
Организация караульной службы, общие положения. Наряд караулов, подготовка караулов. Часовой. Обязанности часового.
8.5. Строевая подготовка.
Отработка строевых приемов и движений без оружия. Отработка правил воинского приветствия без оружия на месте и в движении. Строи отделения. Строи взвода. Выполнение воинского приветствия в строю, на месте и в движении.
8.6. Огневая подготовка.
Автомат Калашникова, работа частей и механизмов автомата; чистка, смазка и хранение автомата. Подготовка автомата к стрельбе. Правила стрельбы, ведения огня из автомата. Меры безопасности при стрельбе. Практическая стрельба.
8.7. Тактическая подготовка.
Основные виды боя. Действия солдата в бою, обязанности солдата в бою, передвижения солдата в бою. Команды, подаваемые на передвижение в бою, и порядок их выполнения. Выбор места для стрельбы, самоокапывания и маскировки.
8.8. Физическая подготовка.
Разучивание упражнений утренней физической зарядки. Проведение занятий по физической подготовке в объеме требований, предъявляемых к новому пополнению воинских частей.

ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ПО РАЗДЕЛАМ
ПРОГРАММЫ ОБЖ ДЛЯ 11 КЛАССА

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. 11 КЛАСС

   -------------T---------------------------------------T-----------¬

¦Содержатель-¦ Разделы и темы программы ¦ Кол-во ¦
¦ные линии ¦ ¦ часов ¦
¦ ¦ +----T------+
¦ ¦ ¦все-¦из них¦
¦ ¦ ¦го ¦ пр. ¦
¦ ¦ ¦ ¦занят.¦
+------------+---------------------------------------+----+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+------------+---------------------------------------+----+------+
¦I. Основы ¦1. Основы здорового образа жизни ¦ 5 ¦ - ¦
¦медицинских +---------------------------------------+----+------+
¦знаний и ¦1.1. Правила личной гигиены и здоровье ¦ 1 ¦ - ¦
¦здорового +---------------------------------------+----+------+
¦образа жизни¦1.2. Нравственность и здоровье. ¦ 1 ¦ - ¦
¦ ¦Формирование правильного ¦ ¦ ¦
¦ ¦взаимоотношения полов ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦1.3. Болезни, передаваемые половым ¦ 1 ¦ - ¦
¦ ¦путем. Меры профилактики ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦1.4. СПИД и его профилактика ¦ 1 ¦ - ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦1.5. Семья в современном обществе. ¦ 1 ¦ - ¦
¦ ¦Законодательство о семье ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦2. Основы медицинских знаний и правила ¦ 8 ¦ 6 ¦
¦ ¦оказания первой медицинской помощи ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦2.1. Первая медицинская помощь при ¦ 2 ¦ 2 ¦
¦ ¦острой сердечной недостаточности и ¦ ¦ ¦
¦ ¦инсульте ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦2.2. Первая медицинская помощь при ¦ 1 ¦ 1 ¦
¦ ¦ранениях ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦2.3. Первая медицинская помощь при ¦ 3 ¦ 3 ¦
¦ ¦травмах ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦2.4. Первая медицинская помощь при ¦ 2 ¦ - ¦
¦ ¦остановке сердца ¦ ¦ ¦
+------------+---------------------------------------+----+------+
¦II. Основы ¦3. Воинская обязанность ¦ 15 ¦ 5 ¦
¦военной +---------------------------------------+----+------+
¦службы ¦3.1. Основные понятия о воинской ¦ 1 ¦ - ¦
¦ ¦обязанности ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦3.2. Организация воинского учета и его ¦ 4 ¦ - ¦
¦ ¦предназначение ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦3.3. Обязательная подготовка граждан к ¦ 2 ¦ - ¦
¦ ¦военной службе ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦3.4. Добровольная подготовка граждан к ¦ 2 ¦ - ¦
¦ ¦военной службе ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦3.5. Организация медицинского ¦ 5 ¦ 5 ¦
¦ ¦освидетельствования и медицинского ¦ ¦ ¦
¦ ¦обследования граждан при постановке на ¦ ¦ ¦
¦ ¦воинский учет ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦3.6. Увольнение с военной службы и ¦ 1 ¦ - ¦
¦ ¦пребывание в запасе ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦4. Особенности военной службы ¦ 28 ¦ - ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦4.1. Правовые основы военной службы, ¦ 6 ¦ - ¦
¦ ¦Конституция Российской Федерации, ¦ ¦ ¦
¦ ¦Федеральные законы: "Об обороне", "О ¦ ¦ ¦
¦ ¦статусе военнослужащих", "О воинской ¦ ¦ ¦
¦ ¦обязанности и военной службе" ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦4.2. Общевоинские уставы Вооруженных ¦ 4 ¦ - ¦
¦ ¦Сил РФ - закон воинской жизни ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦4.3. Военная присяга - клятва воина на ¦ 1 ¦ - ¦
¦ ¦верность Родине - России ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦4.4. Прохождение военной службы по ¦ 7 ¦ - ¦
¦ ¦призыву ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦4.5. Прохождение военной службы по ¦ 6 ¦ - ¦
¦ ¦контракту ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦4.6. Права и ответственность ¦ 4 ¦ - ¦
¦ ¦военнослужащих ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦5. Военнослужащий - защитник своего ¦ 12 ¦ - ¦
¦ ¦Отечества. Честь и достоинство воина ¦ ¦ ¦
¦ ¦Вооруженных Сил России ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦5.1. Военнослужащий - патриот, с честью¦ 1 ¦ - ¦
¦ ¦и достоинством несущий звание защитника¦ ¦ ¦
¦ ¦Отечества ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦5.2. Военнослужащий - специалист, в ¦ 2 ¦ - ¦
¦ ¦совершенстве владеющий оружием и ¦ ¦ ¦
¦ ¦военной техникой ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦5.3. Требования воинской деятельности, ¦ 2 ¦ - ¦
¦ ¦предъявляемые к моральным, ¦ ¦ ¦
¦ ¦индивидуально-психологическим и ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональным качествам гражданина ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦5.4. Военнослужащий - подчиненный, ¦ 2 ¦ - ¦
¦ ¦строго соблюдающий Конституцию и ¦ ¦ ¦
¦ ¦законы Российской Федерации, ¦ ¦ ¦
¦ ¦выполняющий требования воинских ¦ ¦ ¦
¦ ¦уставов, приказы командиров и ¦ ¦ ¦
¦ ¦начальников ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦5.5. Как стать офицером Российской ¦ 4 ¦ - ¦
¦ ¦армии ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------------+----+------+
¦ ¦5.6. Международная (миротворческая) ¦ 1 ¦ - ¦
¦ ¦деятельность Вооруженных Сил РФ ¦ ¦ ¦
+------------+---------------------------------------+----+------+
¦Всего ¦ ¦ 68 ¦ 11 ¦
L------------+---------------------------------------+----+-------


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЖ ДЛЯ 11 КЛАССА

I. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

1. Основы здорового образа жизни.
1.1. Правила личной гигиены и здоровье.
Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма.
1.2. Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов.
Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический, культурный и материальный факторы). Качества, которые необходимо воспитать в себе молодому человеку для создания прочной семьи.
1.3. Болезни, передаваемые половым путем. Меры профилактики.
Болезни, передаваемые половым путем, формы передачи, причины, способствующие заражению БППП. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью.
1.4. СПИД и его профилактика.
ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и пути заражения.
СПИД - это финальная стадия инфекционного заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ).
Профилактика СПИДа. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.
1.5. Семья в современном обществе. Законодательство о семье.
Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Имущественные права супругов. Права и обязанности родителей.
2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.
2.1. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте (практические занятия).
Сердечная недостаточность, основные понятия и определения. Инсульт, возможные причины и возникновение. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.
2.2. Первая медицинская помощь при ранениях (практические занятия).
Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи.
Способы остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки. Правила наложения жгута. Борьба с болью.
2.3. Первая медицинская помощь при травмах (практические занятия).
Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Профилактика травм опорно-двигательного аппарата.
Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме. Первая медицинская помощь при травмах груди, живота, в области таза, при повреждении позвоночника.
2.4. Первая медицинская помощь при остановке сердца.
Понятие клинической смерти и реанимации. Возможные причины клинической смерти и ее признаки. Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Правила сердечно-легочной реанимации.

II. Основы военной службы

3. Воинская обязанность.
3.1. Основные понятия о воинской обязанности.
Воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее содержания. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
3.2. Организация воинского учета и его предназначение.
Организация воинского учета. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.
3.3. Обязательная подготовка граждан к военной службе.
Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе.
Основные требования к индивидуально-психологическим и профессиональным качествам молодежи призывного возраста для комплектования различных воинских должностей (командные, операторские, связи и наблюдения, водительские и др.).
3.4. Добровольная подготовка граждан к военной службе.
Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе.
Занятие военно-прикладными видами спорта. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющее целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.
Обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
3.5. Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет.
Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования при первоначальной постановке граждан на воинский учет. Предназначение медицинского освидетельствования. Категории годности к военной службе. Организация профессионально-психологического отбора граждан при первоначальной постановке их на воинский учет.
3.6. Увольнение с военной службы и пребывание в запасе.
Увольнение с военной службы. Запас Вооруженных Сил РФ, его предназначение, порядок освобождения граждан от военных сборов.
4. Особенности военной службы.
4.1. Правовые основы военной службы, Конституция Российской Федерации, Федеральные законы: "Об обороне", "О статусе военнослужащих", "О воинской обязанности и военной службе".
Военная служба - особый вид федеральной государственной службы. Конституция РФ и вопросы военной службы. Законы Российской Федерации, определяющие правовую основу военной службы. Статус военнослужащего, права и свободы военнослужащего. Льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по призыву. Военные аспекты международного права.
4.2. Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ - закон воинской жизни.
Общевоинские уставы - нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих.
Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ, Устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил РФ, Дисциплинарный Устав Вооруженных Сил РФ, Строевой Устав Вооруженных Сил РФ, их предназначения и основные положения.
4.3. Военная присяга - клятва воина на верность Родине - России.
Военная присяга - основной и нерушимый закон воинской жизни. История принятия военной присяги в России. Текст военной присяги. Порядок приведения военнослужащих к военной присяге. Значение военной присяги для выполнения каждым военнослужащим воинского долга.
4.4. Прохождение военной службы по призыву.
Призыв на военную службу. Время призыва на военную службу, организация призыва. Порядок освобождения граждан от военной службы и предоставления отсрочек.
Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части. Время военной службы, организация проводов военнослужащих, уволенных в запас.
Воинские звания военнослужащих ВС Российской Федерации.
Военная форма одежды.
4.5. Прохождение военной службы по контракту.
Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
4.6. Права и ответственность военнослужащих.
Общие права военнослужащих. Общие обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная).
Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву.
Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.).
5. Военнослужащий - защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил России.
5.1. Военнослужащий - патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества.
Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и достоинством носить свое воинское звание - защитника Отечества: любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям, народу, высокая воинская дисциплина, преданность Отечеству, верность воинскому долгу и Военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости, конституционного строя в России, народа и Отечества.
5.2. Военнослужащий - специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой.
Необходимость глубоких знаний устройства и боевых возможностей вверенного вооружения и военной техники, способов их использования в бою, понимание роли своей военной специальности и должности в обеспечении боеспособности и боеготовности подразделения. Потребность постоянно повышать военно-профессиональные знания, совершенствовать свою выучку и воинское мастерство, быть готовым к грамотным высокопрофессиональным действиям в условиях современного боя.
5.3. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина.
Виды воинской деятельности и их особенности. Основные элементы воинской деятельности и их предназначение. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск.
Общие требования воинской деятельности к военнослужащему. Необходимость повышения уровня подготовки молодежи призывного возраста к военной службе. Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника, основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета).
5.4. Военнослужащий - подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.
Единоначалие - принцип строительства Вооруженных Сил РФ. Важность соблюдения основного требования, относящегося ко всем военнослужащим, - постоянно поддерживать в воинском коллективе порядок и крепкую воинскую дисциплину, воспитывать в себе убежденность в необходимости подчиняться, умение и готовность выполнять свои обязанности, беспрекословно повиноваться командирам и начальникам, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу.
5.5. Как стать офицером Российской армии.
Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования.
Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования.
Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил РФ.
5.6. Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил РФ.
Участие Вооруженных Сил РФ в миротворческих операциях как средство обеспечения национальной безопасности России.
Нормативно-правовые основы участия России в миротворческих операциях. Подготовка и обучение военнослужащих миротворческого контингента.

Используемая литература

1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральные законы: "Об обороне", "О статусе военнослужащих", "О воинской обязанности и военной службе", "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
3. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. М.: Военное издательство, 1994.
4. Военный энциклопедический словарь. М.: Военное издательство, 1983.
5. Вестник военной информации. Агентство "Военинформ" Министерства обороны РФ и Российское информационное агентство "Новости". 1998. № 1-12.
6. На службе Отечеству: Книга для чтения по общественно-государственной подготовке солдат (матросов), сержантов (старшин) Вооруженных Сил РФ. М.: Русь РКБ, 1998.
7. Военная психология и педагогика: Учебное пособие//Под общей редакцией генерал-полковника В.Ф. Кулакова. М.: Совершенство, 1998.
8. Справочник некоторых воинских должностей, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту. М.: Изд-во Всероссийской газеты "Нива России". М.: 1997.
9. Фредерик де Мулинен. Право воина: Руководство для Вооруженных Сил. Международный комитет Красного Креста, 1993.
10. Отечество. Честь. Долг: Учебно-методическое пособие по общественно-государственной подготовке для руководителей учебных групп//Под общей редакцией генерал-полковника В.Ф. Кулакова. М.: 1998.
11. Журнал "ОБЖ. Основы безопасности жизни". Поурочное планирование программы "Основы безопасности жизнедеятельности" (автор А. Смирнов).





ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЛЯ 11 КЛАССОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО
(ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ДЛЯ ДЕВУШЕК) КУРСА ОБЖ.
РАЗДЕЛ: "ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО
ОБРАЗА ЖИЗНИ"

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕВУШЕК 11 КЛАССА
"ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ"

   ----------------------------------------------------T------------¬

¦ Разделы и темы программы ¦Кол-во часов¦
¦ +-----T------+
¦ ¦всего¦из них¦
¦ ¦ ¦ пр. ¦
¦ ¦ ¦занят.¦
+---------------------------------------------------+-----+------+
¦1. Роль женщины в современном обществе ¦ 2 ¦ - ¦
+---------------------------------------------------+-----+------+
¦1.1. Социально-демографические процессы в России ¦ 1 ¦ - ¦
+---------------------------------------------------+-----+------+
¦1.2. Социальная роль женщины в современном обществе¦ 1 ¦ - ¦
¦и здоровье нации ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------+-----+------+
¦2. Семья в современном обществе. Функции семьи ¦ 10 ¦ 4 ¦
+---------------------------------------------------+-----+------+
¦2.1. Формы общения между людьми, выражение своих ¦ 2 ¦ 1 ¦
¦чувств и эмоций, проявление дружбы и любви ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------+-----+------+
¦2.2. Брак и семья, гигиена и культура брачных ¦ 6 ¦ 3 ¦
¦взаимоотношений ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------+-----+------+
¦2.3. Законодательство о семье, права и обязанности ¦ 2 ¦ - ¦
¦родителей ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------+-----+------+
¦3. Репродуктивное здоровье женщины ¦ 10 ¦ 4 ¦
+---------------------------------------------------+-----+------+
¦3.1. Репродуктивная система женщины ¦ 3 ¦ - ¦
+---------------------------------------------------+-----+------+
¦3.2. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье ¦ 3 ¦ 2 ¦
¦женщины ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------+-----+------+
¦3.3. Здоровый образ жизни - неотъемлемое условие ¦ 4 ¦ 2 ¦
¦сохранения и укрепления репродуктивного здоровья ¦ ¦ ¦
¦женщины ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------+-----+------+
¦4. Беременность и уход за младенцем ¦ 6 ¦ - ¦
+---------------------------------------------------+-----+------+
¦4.1. Беременность, гигиена беременности ¦ 3 ¦ - ¦
+---------------------------------------------------+-----+------+
¦4.2. Уход за новорожденным ¦ 3 ¦ - ¦
+---------------------------------------------------+-----+------+
¦Всего ¦ 28 ¦ 16 ¦
L---------------------------------------------------+-----+-------


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Роль женщины в современном обществе.
1.1. Социально-демографические процессы в России.
Рождаемость и смертность. Продолжительность жизни. Состояние здоровья детей дошкольного и школьного возраста.
1.2. Социальная роль женщины в современном обществе и здоровье нации.
Духовная и физическая привлекательность, высокая нравственность, интеллектуальность, участие в общественной жизни, создание прочной семьи.
2. Семья в современном обществе, функции семьи.
2.1. Формы общения между людьми, выражение своих чувств и эмоций, проявление дружбы и любви.
Уважение личности и личного мнения собеседника, умение ценить решение другого. Дружеские отношения, симпатия, любовь, близость. Умение выражать свои чувства и эмоции. Проявления дружбы и любви, умение выражать друг другу искреннюю признательность, быть предупредительным, оказывать друг другу знаки внимания.
2.2. Брак и семья, гигиена и культура брачных взаимоотношений.
Знакомство. Брак. Юридические аспекты брака. Супружеская верность. Гигиена и культура брачных взаимоотношений. Планирование семьи, основные понятия о контрацепции.
2.3. Законодательство о семье, права и обязанности родителей.
Семья в современном обществе, основные функции семьи. Семейный кодекс Российской Федерации, осуществление семейных прав и исполнение семейных обязанностей. Условия и порядок заключения брака, брачный возраст. Права и обязанности супругов. Права несовершеннолетних детей. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. Права и обязанности родителей.
Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.
3. Репродуктивное здоровье женщины.
3.1. Репродуктивная система женщины.
Женские половые органы. Менструация. Физиологические процессы, происходящие при оплодотворении. Беременность и формирование плода. Факторы, способствующие рождению здорового ребенка. К каким специалистам следует обращаться за помощью. Консультативные службы: "Женская консультация", "Брак и семья", "Медико-генетическая консультация" и др.
3.2. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье женщины.
Влияние окружающей среды и образа жизни на репродуктивное здоровье женщины. Алкоголь и его влияние на репродуктивную функцию женщины. Табакокурение и его влияние на организм. Наркотики, токсикомания и их влияние на духовное и физическое здоровье женщины. Основные признаки отравления алкоголем и наркотиками, первая помощь при отравлении.
Вредные привычки матери и их влияние на здоровье новорожденного ребенка. Последствия ранних половых связей и беспорядочной половой жизни для здоровья женщины, опасность заражения венерическими болезнями и СПИДом. Нежелательная беременность. Профилактика заражения венерическими заболеваниями и нежелательной беременности. Аборт и его последствия. Сексуальное домогательство и изнасилование. Психологические и юридические аспекты защиты от сексуального домогательства. Приемы самообороны при попытке изнасилования. Юридическая и психологическая помощь изнасилованным. Телефон доверия.
3.3. Здоровый образ жизни - неотъемлемое условие сохранения и укрепления репродуктивного здоровья женщины.
Здоровье физическое и духовное. Основные составляющие здоровья: наследственность, среда обитания и образ жизни. Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения человека. Умение преодолевать стресс и решать эмоциональные проблемы. Рациональное питание, двигательная активность, закаливание организма, режим труда и отдыха, профилактика переутомления, личная гигиена, гигиена одежды.
4. Беременность и уход за младенцем.
4.1. Беременность, гигиена беременности.
"Желанный ребенок". Подготовка к беременности, зачатие. Периоды беременности и состояние матери. Развитие плода. Дородовый уход, гигиена питания, физические упражнения. Влияние курения, алкоголя и приема лекарственных препаратов на развитие плода. Проблемы, связанные с беременностью (токсикоз, врожденные уродства, преждевременные роды, выкидыш). Роды.
4.2. Уход за новорожденным.
Характеристика возрастных периодов детей: новорожденность, грудной, дошкольный, школьный возраст. Обеспечение правильного временного режима младенцев (бодрствование, сон, ритм кормления, купание). Ответственное родительство.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru