Законодательство
Выдержки из законодательства РФ

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 17.09.1999 № 4301-II ГД
"О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Официальная публикация в СМИ:
"Ведомости ФС РФ", 01.10.1999, № 28, ст. 1578
(опубликован без приложений)
"Собрание законодательства РФ", 04.10.1999, № 40, ст. 4759
(опубликован без приложений)


Вступил в силу с 17 сентября 1999 года (пункт 4 данного документа)

   ------------------------------------------------------------------

Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" принят ГД ФС РФ (Постановление ГД ФС РФ от 08.12.2000 № 905-III ГД).



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 сентября 1999 г. № 4301-II ГД

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы А.В. Апариной, Е.А. Костериным, В.К. Кошевой, Д.А. Митиной, Л.Б. Нарусовой, Н.А. Останиной, Э.А. Памфиловой, П.Г. Свечниковым, А.В. Селивановым, Л.Н. Швец.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи до 17 октября 1999 года.
3. Комитету Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи совместно с Комитетом Государственной Думы по безопасности доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ






Проект
Первое чтение

Вносится депутатами
Государственной Думы
А.В. АПАРИНОЙ, Е.А. КОСТЕРИНЫМ,
В.К. КОШЕВОЙ, Д.А. МИТИНОЙ,
Л.Б. НАРУСОВОЙ, Н.А. ОСТАНИНОЙ,
Э.А. ПАМФИЛОВОЙ, П.Г. СВЕЧНИКОВЫМ,
А.В. СЕЛИВАНОВЫМ, Л.Н. ШВЕЦ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ЗАКОН "ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Статья 1. В целях предупреждения насилия в семье и оказания социальной помощи жертвам насилия внести в Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4872) следующие изменения и дополнения:
1. Статью 1 изложить в следующей редакции:
"Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально - бытовых, социально - медицинских, психолого - педагогических, правовых услуг, консультативной и материальной помощи, предоставлению временного приюта, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, или по профилактике конфликтов и жестокого обращения в семье.".
2. В абзаце пятом статьи 3 слова "которую он не может преодолеть самостоятельно" заменить словами "для преодоления которой возникает необходимость в социальном обслуживании.".
3. Пункт 2 статьи 7 после слов "общественного объединения" дополнить словами "или иной некоммерческой организации".
4. Статью 9 дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3. Гражданам, проживающим в семьях с неблагоприятными внутрисемейными отношениями или пострадавшим от конфликтов и жестокого обращения в семье, помощь на дому предоставляется в виде социально - медицинских и психолого - педагогических услуг, консультативной и иной помощи.".
5. В статье 11:
слова "гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия" заменить словами "гражданам, пострадавшим от физического, психического насилия или действий сексуального характера, в том числе в семье".
6. В статье 12 после слова "инвалидам" дополнить словами ", гражданам, пострадавшим от физического, психического насилия или действий сексуального характера,".
7. Статью 13 изложить в следующей редакции:
"В учреждениях социального обслуживания гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, предоставляются консультации по вопросам социально - бытового и социально - медицинского обеспечения жизнедеятельности, социально - психологической адаптации, психолого - педагогической помощи в воспитании несовершеннолетних, формировании и коррекции межличностных и внутрисемейных отношений, правовой защиты.".
8. Статью 14 после слов "несовершеннолетним правонарушителям" дополнить словами ", гражданам, пострадавшим от физического, психического насилия или действий сексуального характера,".
9. В пункте 1 статьи 15 после слов "и за плату" дополнить словами "(частичную или полную).".
10. В статье 16:
в подпункте 1 пункта 1:
слова "если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для региона, в котором они проживают;" заменить словами "если среднедушевой доход этих граждан не превышает величину прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, на территории которого они проживают;";
дополнить новым подпунктом 2 следующего содержания:
"2) гражданам, пострадавшим от физического, психического насилия или действий сексуального характера, в том числе в семье - если среднедушевой доход семьи (гражданина) не превышает величину прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, на территории которого они проживают;";
подпункты 2 и 3 считать соответственно подпунктами 3 и 4.
11. Пункт 1 статьи 17 дополнить новым подпунктом 8 следующего содержания:
"8) кризисные центры помощи женщинам;";
подпункты 8, 9, 10, 11, 12, 13 и 14 считать соответственно подпунктами 9, 10, 11, 12, 13, 14 и 15.

Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2000 года.






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТАМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ",
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОДЕКС РСФСР
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ", "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И В УГОЛОВНО - ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС
РСФСР", "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В СТАТЬЮ 11
ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О МИЛИЦИИ"

(в части предотвращения насилия в семье)

Насилие в России приобретает угрожающие масштабы. Особенно серьезной представляется проблема роста насилия в различных его формах (физическое, психическое, сексуальное) в семье. Насилие в семье как основной ячейке общества подрывает основы не только жизнедеятельности семьи, но и нарушает безопасность самого общества. Жертвами насилия в семье чаще всего становятся женщины, дети, престарелые родители.
В связи с закрытым характером семьи и явной недооценкой государством того факта, что безопасность семьи является основой безопасности общества в целом, ни в бывшем Советском Союзе, ни в современной России не было и нет официальной статистики по вопросам насилия в семье.
По данным научных исследований, насилие в той или иной форме наблюдается в каждой четвертой семье. Около 30 процентов от общего числа умышленных убийств совершается в семье. Половине всех преступлений, связанных с бытовыми мотивами (ревностью, алкоголизмом, хулиганством), предшествуют длительные семейные конфликты.
По данным МВД России, в период с 1994 года по 1996 год число преступлений, по которым потерпевшими являлись женщины, возросло на 7,9 процента и составило 610 тыс. против 565 тыс. в 1994 году. Доля преступлений, совершенных из-за ревности, ссор и других бытовых причин, возросла с 7 процентов в 1994 году до 12,9 процента в 1996 году.
Данные социологических опросов показывают, что 40 процентов жертв насилия не обращаются в правоохранительные органы из-за неверия в их возможность раскрыть преступление, наказать виновного, а также из-за полной незащищенности и, как правило, материальной и иной зависимости жертвы от истязателя.
Что касается детей - жертв насилия в семье, то они находятся еще и в правовой зависимости от тех, кто совершает в отношении них насильственные действия. Их истязателями, как правило, являются родители, по закону обязанные представлять и защищать их права и законные интересы.
Ежегодно около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Для многих из этих детей исходом становится смерть. Более 50 тысяч детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тысяч несовершеннолетних находятся в розыске.
По исследованиям Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, жестокое обращение в семье терпят в основном дети 6 - 7 лет; 60 - 70 процентов таких детей, постоянно избиваемых своими родителями, отчимами (мачехами), сожителями матери (отца), отстают в развитии, страдают различными физическими и психоэмоциональными расстройствами. Многие дети являются жертвами "пьяной педагогики", которая подчас приводит к трагическим для ребенка последствиям.
Нередко родители не только сами пьянствуют, но и привлекают к этому своих детей, совместно с ними употребляют спиртные напитки или одурманивающие вещества.
Не изжиты еще факты насилия в отношении детей в дошкольных и образовательных учреждениях со стороны педагогического и обслуживающего персонала. В домах ребенка, детских домах, интернатных и других аналогичных учреждениях дети полностью зависят от любого взрослого, а не только должностного лица.
Однако несмотря на установление в новом Уголовном кодексе уголовной ответственности за жестокое обращение с детьми, вопросы квалификации действий родителей, учителей, воспитателей и других лиц, допускающих такое обращение с детьми, противоречиво решаются в следственной и судебной практике ввиду нечеткости формулировки статьи 156 УК РФ. Особенно незащищенными оказываются малолетние, дети, оставшиеся без попечения родителей, страдающие психическими и физическими недостатками. Более того, дела об умышленном причинении легкого вреда здоровью (статья 115 УК РФ) и о побоях (статья 116 УК РФ) возбуждаются в порядке частного обвинения (статья 27 УПК РСФСР). По логике закона ребенок должен выступать обвинителем в отношении своего родителя или педагога, что абсолютно нереально.
Многим трагедиям способствует также отсутствие должного контроля, крайне небрежное, недобросовестное отношение родителей, работников детских учреждений к охране жизни и здоровья детей. Такая беспечность приводит к серьезным заболеваниям детей, различным травмам, к попыткам самоубийства и самоубийству детей. Родители и другие лица, доведшие детей до такого состояния, никакой ответственности не несут. В крайнем случае родителей лишают родительских прав, что для деморализованных родителей не является наказанием.
Распространенным явлением во многих детских учреждениях является систематическое унижение и оскорбление воспитанников. Методы воспитания, унижающие человеческое достоинство детей, нередко применяются и в семье. Немалая часть воспитателей и родителей относится к этому явлению как к вполне допустимому, оправдывая применение антипедагогических мер воздействия спецификой воспитанников или особенностями ребенка.
Факты жестокого обращения с детьми в семье, в детских учреждениях зачастую скрываются. Зная о таких фактах, педагоги, медицинские и другие работники нередко проявляют равнодушие к судьбе ребенка и не уведомляют о них ни органы опеки и попечительства, ни правоохранительные органы.
Многие женщины и старики, которые стали жертвами насилия в семье, находятся в материальной, психологической и иной зависимости от насильника и не предпринимают или не могут предпринять меры по защите своих прав.
Если факты насилия становятся известными, то меры уголовной и административной ответственности срабатывают далеко не всегда. Многие дела, связанные с побоями жены, прекращаются за вынужденным, а не добровольным примирением ее с мужем - насильником.
Эффективность же социальной поддержки членов семьи в виде оказания различных социальных услуг (консультативных, психологических, психолого - педагогических и других) при конфликтных отношениях в семье пока еще очень низкая. Нет достаточного количества специализированных социальных учреждений, оказывающих необходимую социальную помощь жертвам насилия в семье. Многим гражданам такая помощь вообще недоступна из-за ее платности.
Такое положение объясняется не только недостатками в деятельности органов социальной защиты, правоохранительных органов, но и отсутствием эффективных правовых норм защиты неприкосновенности личности ребенка, женщины и других членов семьи, их чести и достоинства, охраны здоровья, жизни и других прав.
На повышение правовых гарантий защиты детей, женщин, престарелых членов семьи от любых форм жестокого обращения и направлены подготовленные проекты федеральных законов, предусматривающие внесение изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и в Закон Российской Федерации "О милиции".
1. В Федеральном законе "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации":
- уточнены и расширены виды социальной помощи, оказываемые гражданам, проживающим в семьях с неблагоприятными внутрисемейными отношениями, а также гражданам, пострадавшим от физического, психического или сексуального насилия, в том числе от конфликтов и жестокого обращения в семье (соответствующие изменения и дополнения внесены в статьи 1, 3, 9, 11, 12, 13, 14);
- предусмотрено бесплатное пользование услугами социальных служб для граждан, пострадавших от физического, психического насилия или действий сексуального характера, в том числе в семье, если среднедушевой доход семьи (гражданина) не превышает величину прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, на территории которого они проживают (статья 16);
- в перечень типов учреждений социального обслуживания включены кризисные центры помощи женщинам, которые имеют важное значение для оказания необходимой помощи (консультативной, психологической, правовой т.п.) гражданам при конфликтной ситуации в семье, а также жертвам насилия (статья 17).
2. В Уголовном кодексе Российской Федерации:
- предусмотрено возложение на условно осужденного за совершение преступления, сопряженного с насилием в семье, пройти курс социальной реабилитации (статья 73);
- ряд составов преступлений против жизни, здоровья и личной неприкосновенности граждан дополнен квалифицирующим признаком, предусматривающим повышенные меры уголовной ответственности, если преступление совершено в отношении заведомо несовершеннолетнего или лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, материальной или иной зависимости от виновного, а также родителем (лицом, его заменяющим) либо педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним (статьи 110, 111, 112, 115, 116, 117, 135, 230 и 240);
- в новой редакции изложена статья 156, предусматривающая ответственность за жестокое обращение с несовершеннолетним. В ней четко определена объективная сторона данного состава преступления. Под жестоким обращением с несовершеннолетним понимается систематическое применение в отношении несовершеннолетнего физического насилия, если это деяние не повлекло последствий, указанных в статьях 111 и 112 Кодекса, либо злостное уклонение от обеспечения жизненно важных потребностей несовершеннолетнего, а равно систематическое унижение человеческого достоинства несовершеннолетнего.
3. В Уголовно - процессуальном кодексе РСФСР:
- в связи с изменениями, внесенными в статьи 115 и 116 УК РФ, вносятся соответствующие изменения в статьи 27, 109, 126 УПК РСФСР. Их суть состоит в том, что возбуждение дел по жалобе потерпевшего об умышленном причинении легких телесных повреждений (статья 115 УК РФ) или о побоях (статья 116 УК РФ) не могут быть прекращены за примирением с обвиняемым, если эти преступления были совершены в отношении лица, заведомо находящегося для виновного в беспомощном состоянии, в материальной и иной зависимости;
- установлена обязанность прокурора возбудить уголовное дело о причинении легких телесных повреждений и о побоях, если данные деяния совершены в отношении детей их родителями или законными представителями.
4. В Кодексе РСФСР об административных правонарушениях:
- введена административная ответственность за продажу спиртных напитков лицам, заведомо не достигшим восемнадцати лет (статья 147.1);
- усилена статья 163, предусматривающая административную ответственность за доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения. К административной ответственности предлагается привлекать также взрослых лиц, которые совместно с детьми употребляют спиртные напитки или одурманивающие вещества;
- вводится новая статья 164.4, предусматривающая административную ответственность за унижение человеческого достоинства несовершеннолетнего, если эти действия не содержат признаков преступления, предусмотренного статьей 156 УК РФ (жестокое обращение с детьми);
- установлена административная ответственность за несообщение органам внутренних дел достоверно известных фактов жестокого обращения с детьми (статья 164.5).
5. В Законе Российской Федерации "О милиции" права органов милиции (статья 11, пункт 11) дополняются правом на задержание в жилище лица, находящегося в состоянии опьянения, в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, без письменного заявления проживающих там лиц.
Предлагаемые дополнения и изменения не потребуют привлечения дополнительных средств из федерального бюджета 1999 года, а также внесения изменений, дополнений или отмены нормативных правовых актов.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru