Законодательство
Выдержки из законодательства РФ

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 27.06.2002 № 2940-III ГД
(ред. от 25.12.2002)
"О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 108017-3 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях
"Ведомости ФС РФ", 11.07.2002, № 20, ст. 1255,
(опубликован без приложений)
"Собрание законодательства РФ", 15.07.2002, № 28, ст. 2802
(опубликован без приложений).



   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия редакции - 25.12.2002.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Изменения, внесенные Постановлением ГД ФС РФ от 25.12.2002 № 3516-III ГД, вступили в силу с 25 декабря 2002 года.
   ------------------------------------------------------------------




ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июня 2002 г. № 2940-III ГД

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 108017-3
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

(в ред. Постановления ГД ФС РФ от 25.12.2002 № 3516-III ГД)

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона № 108017-3 "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы С.П. Горячевой, Н.Ф. Герасименко, А.И. Гуровым, В.А. Лекаревой, З.И. Воронцовой, Н.А. Останиной, Е.А. Костериным, В.Ф. Рашкиным, М.Р. Рокицким, Т.В. Яковлевой, Ф.Г. Зиятдиновой, В.М. Зубовым.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации.
Абзац утратил силу. - Постановление ГД ФС РФ от 25.12.2002 № 3516-III ГД.
3. Утратил силу. - Постановление ГД ФС РФ от 25.12.2002 № 3516-III ГД.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ






Проект
№ 108017-3

Вносится депутатами
Государственной Думы -
С.П. ГОРЯЧЕВОЙ, Н.Ф. ГЕРАСИМЕНКО,
А.И. ГУРОВЫМ, В.А. ЛЕКАРЕВОЙ,
З.И. ВОРОНЦОВОЙ, Н.А. ОСТАНИНОЙ,
Е.А. КОСТЕРИНЫМ, В.Ф. РАШКИНЫМ,
М.Р. РОКИЦКИМ, Т.В. ЯКОВЛЕВОЙ,
Ф.Г. ЗИЯТДИНОВОЙ, В.М. ЗУБОВЫМ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 1. Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954) следующие изменения и дополнения:
1. В статье 133:
в части первой слова "от двухсот до трехсот" заменить словами "от двухсот до пятисот", слова "трех месяцев" заменить словами "пяти месяцев", а слова "одного года" заменить словами "двух лет";
дополнить статью частями второй и третьей следующего содержания:
"2. То же деяние, совершенное:
а) в отношении двух или более лиц;
б) в отношении заведомо несовершеннолетнего;
в) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, -
наказывается лишением свободы на срок от одного года до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего (потерпевшей), заражение его (ее) ВИЧ-инфекцией либо иные тяжкие последствия, -
наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.".
2. В статье 134:
в названии статьи слово "четырнадцатилетнего" заменить словом "шестнадцатилетнего";
часть первую изложить в следующей редакции:
"1. Половое сношение, мужеложство или лесбиянство, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим шестнадцатилетнего возраста, -
наказываются ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на срок до пяти лет.";
дополнить статью частями второй и третьей следующего содержания:
"2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они совершены:
а) родителем или иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним;
б) в отношении двух или более лиц;
в) неоднократно;
г) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
д) из корыстных побуждений;
е) повлекшие заражение потерпевшей (потерпевшего) венерическим заболеванием, -
наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего (потерпевшей), заражение его (ее) ВИЧ-инфекцией либо иные тяжкие последствия, -
наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.";
дополнить статью примечанием следующего содержания:
"Примечание. Действие статей 134 и 135 настоящего Кодекса не распространяется на лиц, состоящих в зарегистрированном браке с потерпевшими на момент возбуждения уголовного дела по признакам составов преступлений, предусмотренных этими статьями.".
3. В статье 135:
в части первой: слово "Совершение" исключить, после слова "насилия" вставить слова "совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста", слово "четырнадцатилетнего" заменить на слово "шестнадцатилетнего", слово "пятисот" заменить словом "тысячи", слова "до пяти месяцев" заменить словами "до одного года";
дополнить статью частью второй следующего содержания:
"2. Те же деяния, совершенные:
а) родителем или иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним;
б) в отношении двух или более лиц;
в) неоднократно;
г) из корыстных побуждений;
д) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
е) повлекшие заражение потерпевшей (потерпевшего) венерическим заболеванием, -
наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.".
4. В статье 150:
в части первой слово "пяти" заменить словом "шести";
части вторую, третью и четвертую изложить в следующей редакции:
"2. То же деяние, совершенное родителем или иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, -
наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:
а) в отношении двух или более лиц;
б) неоднократно;
в) в целях систематического извлечения дохода;
г) с применением насилия или с угрозой его применения, -
наказываются лишением свободы на срок от двух до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, связанные с вовлечением несовершеннолетнего в организованную группу либо в совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, -
наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.".
5. В статье 151:
в части первой после слова "веществ" добавить слово "либо", после слова "попрошайничеством" добавить слова "а равно использование его для занятия проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством", слово "четырех" заменить словом "шести";
части вторую и третью изложить в следующей редакции:
"2. То же деяние, совершенное родителем или иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, -
наказывается лишением свободы на срок от трех до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:
а) в отношении двух или более лиц;
б) неоднократно;
в) в целях систематического извлечения дохода;
г) с применением насилия или с угрозой его применения;
д) группой лиц по предварительному сговору, -
наказываются лишением свободы на срок от двух до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.";
дополнить статью частью четвертой следующего содержания:
"4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой либо повлекшие по неосторожности причинение смерти, тяжкого вреда здоровью потерпевшего или иные тяжкие последствия, -
наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.".
6. Дополнить статьей 151.1 следующего содержания:
"Статья 151.1. Распространение порнографических материалов или предметов среди несовершеннолетних

1. Распространение, демонстрация или рекламирование среди несовершеннолетних порнографических либо иных материалов или предметов, способствующих половому возбуждению потерпевших, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, -
наказываются штрафом в размере от двухсот до тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет.
2. Те же деяния, совершенные:
а) педагогом либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего;
б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
в) неоднократно;
г) с использованием средств массовой информации или телекоммуникационных сетей;
д) с извлечением дохода в крупном размере, -
наказываются лишением свободы на срок от одного года до шести лет с конфискацией имущества или без таковой и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Примечание. В настоящей статье доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает пятьсот минимальных размеров оплаты труда.".
7. В статье 152:
в пункте "д" части второй слово "вывозом" заменить на слово "перемещением", слово "возвращением" заменить на слово "невозвращением";
в пункте "ж" части второй слова "для трансплантации" исключить;
часть вторую после слова "лет" дополнить словами "с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового";
часть третью после слова "лет" дополнить словами "с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.".
8. Статью 240 изложить в следующей редакции:
"Статья 240. Вовлечение в занятие проституцией

1. Вовлечение в занятие проституцией путем обмана, шантажа либо угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества, а равно с использованием материальной или иной зависимости потерпевшей (потерпевшего) -
наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет.
2. То же деяние, совершенное:
а) с применением насилия или угрозы его применения;
б) с незаконным перемещением потерпевшей (потерпевшего) через границу или незаконным удержанием ее (его) за границей;
в) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, -
наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок от трех до шести лет.".
9. Статью 241 изложить в следующей редакции:
"Статья 241. Организация или содействие занятию проституцией

1. Организация или содействие из корыстных побуждений занятию проституцией, а равно предоставление или содержание помещения в целях занятия проституцией -
наказываются штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет.
2. Те же деяния, совершенные:
а) неоднократно;
б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
в) лицом с использованием своего служебного положения, -
наказываются лишением свободы на срок от двух до шести лет с конфискацией имущества или без таковой, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.".
10. Дополнить статьей 242.1 следующего содержания:
"Статья 242.1. Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическим изображением несовершеннолетних

1. Изготовление, хранение или перемещение через Государственную границу Российской Федерации с целью распространения, публичной демонстрации или рекламирования, а равно распространение, публичная демонстрация или рекламирование материалов или предметов с порнографическим изображением несовершеннолетнего -
наказываются лишением свободы на срок до пяти лет с конфискацией имущества или без такового.
2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные:
а) педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним;
б) лицом, ранее два или более раза судимым за совершение преступления, предусмотренного настоящей статьей;
в) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
г) с использованием средств массовой информации или телекоммуникационных сетей;
е) с извлечением дохода в крупном размере, -
наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией имущества или без таковой и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Примечание. Под порнографическим изображением несовершеннолетнего в настоящей статье понимается изображение его половых органов в целях возбуждения полового влечения, а равно любое изображение совершения с ним развратных действий, половых сношений, мужеложства, лесбиянства или иных действий сексуального характера.".

Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Необходимость разработки и принятия вышеназванного законопроекта вызвана несовершенством и пробельностью регламентации в действующем Уголовном кодексе Российской Федерации ответственности за нравственное растление, сексуальное совращение и эксплуатацию детей. Современное состояние уголовно - правовой защиты несовершеннолетних жертв преступлений не соответствует общепризнанному правовому принципу приоритетной защиты государством прав и законных интересов детей, не учитывает возрастающей общественной опасности сложившейся и прогнозируемой криминальной ситуации в сфере преступных посягательств на половую неприкосновенность, нормальное развитие, нравственность детей.
Действующее уголовное законодательство России не отражает в полной мере появление новых, нетрадиционных для страны форм вовлечения детей в отечественный, зарубежный и международный секс-и порнобизнес, в открытые и завуалированные разновидности проституции.
Пробельность уголовного права в этой части существенно затрудняет выполнение Россией в полной полном объеме уже взятых на себя перед мировым сообществом (ООН и Советом Европы) обязательств, препятствует подписанию и ратификации целого ряда важнейших международно - правовых документов, направленных на борьбу с торговлей детьми, их похищением, совращением и эксплуатацией.
В статье 34 Конвенции ООН о правах ребенка государствам - участникам (в том числе и России) предложено принять "все необходимые меры для предотвращения: a) склонения или принуждения ребенка к любой незаконной сексуальной деятельности; b) использования в целях эксплуатации детей в проституции и иной незаконной сексуальной практике; c) использования в целях эксплуатации детей в порнографии и порнографических материалах". В заключительных документах Комитета по правам ребенка ООН, вынесенных по итогам XXII сессии Генеральной Ассамблеи ООН 8 октября 1999 г., России рекомендовано принять все необходимые меры для ускорения процесса реформирования законодательства, в том числе в области защиты детей от порнографии, от любого рода насилия и жестокого обращения, от сексуальных злоупотреблений, как в семье, так и вне ее.
Во исполнение названных и иных международно - правовых принципов, норм и рекомендаций, а также требований российского законодательства законопроектом предлагается внесение комплекса изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации.
Настоящий проект Федерального закона имеет своими целями:
расширение правовых гарантий защиты несовершеннолетних от любых форм растления, сексуальной эксплуатации, посягательств на их половую неприкосновенность;
приведение УК РФ в соответствие с принципами и нормами Конвенции о правах ребенка, другими международными актами, предусматривающими защиту детей от сексуального совращения и сексуальных злоупотреблений со стороны взрослых лиц;
реализацию в нормах уголовного законодательства положений российского законодательства, направленных на обеспечение нормального развития несовершеннолетних, нравственности и здоровья населения;
усиление уголовной ответственности за преступления, связанные с коммерческими, организованными и транснациональными формами секс- и порнобизнеса и использованием в нем детей.
В настоящем проекте Федерального закона предусмотрено:
повышение с четырнадцати до шестнадцати лет возрастных границ уголовно - правовой защиты несовершеннолетних от ненасильственных преступлений против их половой неприкосновенности (статьи 134 и 135 УК);
дифференциация уголовной ответственности за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних и общественной нравственности, в зависимости от характера и опасности содеянного и возраста потерпевших (статьи 133, 135, 241 ч. 2, 242.1 УК и др.);
повышение уголовной ответственности за совершение преступлений против несовершеннолетних родителями, педагогами и иными лицами, на которых законом возложены обязанности по воспитанию детей и надзору за ними (статьи 133, 134, 135, 150, 151, 151.1 и 242.1 УК);
расширение круга уголовно - наказуемых деяний против половой неприкосновенности несовершеннолетних и общественной нравственности (статьи 133 ч. 2, 151.1, 241 ч. 2, 242.1 УК), в том числе путем введения новых специальных составов преступлений, предусматривающих ответственность за коммерческую сексуальную эксплуатацию несовершеннолетних (новые статьи: 151.1 "Распространение порнографических материалов или предметов среди несовершеннолетних" и 242.1 "Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическим изображением несовершеннолетних");
признание преступными общественно опасных деяний взрослых лиц, направленных на вовлечение несовершеннолетних в секс- и порнобизнес (статьи 151, 151.1 УК);
установление уголовной ответственности за оборот материалов или предметов с порнографическим изображением несовершеннолетних (статья 242.1 УК);
установление уголовной ответственности за массовые, публичные формы растления детей с использованием средств массовой информации, телекоммуникационных сетей (включая Интернет), рекламы (статьи 135, 151.1, 242.1);
отнесение к категории тяжких преступлений общественно опасных деяний, связанных с организацией или содействием занятию проституцией (статья 241), с оборотом детской порнографии (ст. 242.1 ч. 2) и вовлечением несовершеннолетних в занятие проституцией (ст. 151 ч. ч. 2, 3 УК);
ужесточение уголовной ответственности за групповые, организованные, публичные и коммерческие формы сексуальной эксплуатации и сексуального совращения несовершеннолетних, за рецидив таких преступлений (статьи 133, 134, 135, 150, 151, 151.1, 240, 241, 242.1 УК);
повышение ответственности за вовлечение в занятие проституцией (статья 240 УК), сопряженное с незаконным перемещением или удержанием потерпевшего за границей;
установление повышенных экономических санкций за коммерческие формы сексуальной эксплуатации несовершеннолетних, в том числе сопряженные с извлечением дохода (статьи 151.1, 242.1).
Настоящим законопроектом вносятся следующие изменения и дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации.
1. В целях повышения эффективности уголовно - правовой защиты несовершеннолетних 14 - 15 лет от сексуального совращения проектом Закона предлагается повышение до шестнадцати лет возраста потерпевших от преступлений, предусмотренных в УК РФ статьями: 134 "Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста" и 135 "Развратные действия".
Это вызвано необходимостью устранения последствий необоснованной, произвольной декриминализации ненасильственных половых контактов с несовершеннолетними 14 - 15-летнего возраста. УК РФ 1996 г., а затем Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" от 25.06.98 (№ 92-ФЗ) существенно сократили по сравнению с УК РСФСР 1960 г. гарантии правовой охраны половой неприкосновенности несовершеннолетних. Для потерпевших от развратных действий максимальный возраст был снижен с 18-ти до 14-ти лет (статья 135 УК РФ), а от добровольного полового сношения или иных действий сексуального характера (статья 134 УК РФ) - с 16-ти до 14-ти лет (в УК РСФСР 1960 г. потерпевший от такого деяния определялся как "лицо, не достигшее половой зрелости"). Такое законодательное решение не соответствует требованиям международного права и современным общемировым тенденциям уголовной политики, ориентированной на повышение уровня уголовно - правовой защиты детей до 18-ти лет. Противоречит оно и современным научным данным о возрастном психофизиологическом и психосексуальном развитии подростков.
Как следует из экспертных заключений, полученных от 17 ведущих специалистов в области охраны детства: детской и подростковой психиатрии, физиологии, психологии, медицинской сексологии, педиатрии, педагогики и биоэтики из 10 научно - исследовательских учреждений, входящих в системы РАН, РАО и РАМН, полная половая зрелость у современных российских подростков формируется в среднем не ранее чем к 18 - 20 годам. Соответственно именно к этому возрасту у них формируются готовность к осознанно волевому вступлению в половые отношения и способность понимать в полной мере характер и значение последних и их последствия для физического и психического здоровья.
Специалисты единодушны в признании того, что преждевременное начало подростком половой жизни до достижения им полной половой, физической и психической зрелости является мощным стрессовым фактором для формирующегося организма. Оно приводит к негативным последствиям для здоровья подростков, становится причиной нарушения психосексуального развития, в том числе формирования впоследствии аномального сексуального поведения, склонности к насилию и садизму, педофильному поведению, гомосексуализму и т.д. Этот вред, согласно представленным научным заключениям, носит комплексный и необратимый характер. К психологическим и медицинским последствиям как гетеро- так и гомосексуального полового сношения взрослого с ребенком относятся также беременность, ВИЧ-инфекция, венерические заболевания.
Следует учитывать также, что под действие статьи 134 УК РФ подпадают как гетеро-, так и гомосексуальные связи (мужеложство и лесбиянство) взрослых с детьми, а также совращение несовершеннолетних с использованием их зависимого положения, соблазнения, подкупа, обмана, злоупотребления их доверием, что требует повышения возрастной границы защиты потерпевших.
2. В статьях 133, 134, 135, 150, 151, 151.1 и 242.1 УК предлагается ввести повышенные меры ответственности за совершение преступления родителем или иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним.
3. В составах преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних и преступлений, связанных с их сексуальной эксплуатацией, проектом Закона предусмотрена дифференциация уголовной ответственности виновных в зависимости от возраста потерпевших. Совершение преступления в отношении несовершеннолетнего впервые предполагается выделить в качестве отягчающего обстоятельства в действующей статье 133 УК "Понуждение к действиям сексуального характера", а также в новой статье 242.1 "Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическим изображением несовершеннолетних".
4. В статьях УК 133, 134, 135, 150, 151, 241 и др. в целях дифференциации ответственности предлагается установить повышенные меры наказания за рецидивные и групповые формы таких преступлений.
5. В статьях 133, 134 и 135 УК предлагается ввести в качестве отягчающего обстоятельства совершение преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних "из корыстных побуждений". Это вызвано распространением на практике фактов сексуального совращения детей с целью извлечения личной материальной выгоды (совершение взрослыми лицами половых сношений, развратных действий в отношении несовершеннолетних за вознаграждение, предоставляемое третьими лицами: педофилами, изготовителями порнографической продукции и т.п.).
6. В целях противодействия бесконтрольному распространению открытых, массовых, публичных форм растления детей и подростков (в том числе с использованием просветительских проектов, средств массовой информации, современных телекоммуникационных средств, сети Интернет), посягающих на неопределенно широкий круг потерпевших, проект Закона дополняет УК новой нормой - статьей 151.1. В ней устанавливается ответственность за "распространение, демонстрацию или рекламирование среди несовершеннолетних порнографических либо иных материалов или предметов, способствующих половому возбуждению потерпевших, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста".
Такие публичные интеллектуальные формы развратных действий и коммерческой эксплуатации несовершеннолетних могут обусловить негативные последствия для психосексуального и социального развития личности: отклонения в психике и поведении детей, половую деморализацию подростков, невротизацию или асоциальное поведение. Предлагаемая норма отличается от состава статьи 135 "Развратные действия" публичными способами совершения преступления - с использованием средств массовой информации, телекоммуникационных сетей или в иной публичной форме, иной мотивацией деяния (содеянное может быть не связано с возбуждением или удовлетворением сексуальных потребностей виновного или потерпевшего, а преследовать корыстные, прагматические, конъюнктурные или иные цели), возможностью его совершения, как с прямым, так и косвенным умыслом.
7. Проектом восполняются пробелы Уголовного кодекса в регламентации уголовной ответственности за вовлечение взрослых (ст. 240 УК) и несовершеннолетних лиц (ст. 151 УК) в занятие проституцией, а также за эксплуатацию проституции третьими лицами. Статья 151 УК, предусматривающая ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, дополняется понятием "использования" потерпевшего в указанных видах антиобщественных деяний. Введение в названную и иные статьи этого нового термина позволит более точно отразить в уголовно - правовых категориях случаи, когда ребенок в силу малолетнего возраста, психического состояния, отставания в развитии или иных обстоятельств не осознает фактический характер, общественную опасность и юридическое значение действий виновного взрослого.
Устранены недостатки действующих статей 150, 151 УК РФ, связанные с отсутствием в них квалифицирующего признака совершения преступления "в отношении двух или более лиц", а в статье 150 - также признака "неоднократности" преступлений. Повышенные меры ответственности за деяния, связанные с коммерческой экономической и сексуальной эксплуатацией потерпевшего, призваны отразить вводимый в указанные составы преступлений новый квалифицирующий признак вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления или в антиобщественные деяния (в занятие проституцией, попрошайничеством и бродяжничеством) "в целях систематического извлечения дохода".
Новации, предлагаемые для внесения в нормы статьи 240 УК "Вовлечение в занятие проституцией", хотя непосредственно и не относятся к несовершеннолетним (специальный состав такого преступления предусмотрен статьей 151 УК), но продиктованы их профилактической направленностью. Деяния, предусмотренные указанной статьей, сами по себе являются основой для воспроизводства организованных форм "сексиндустрии" и порнобизнеса, в связи с чем требуют дифференциации и ужесточения ответственности. В этих целях законопроектом предусмотрено расширение перечня уголовно наказуемых способов вовлечения в занятие проституцией. Статья 240 УК на практике применяется и в случаях квалификации вовлечения в занятие проституцией лиц, несовершеннолетний возраст которых не очевиден для виновного или намеренно скрывается потерпевшими.
Законопроектом уточнено название и расширен перечень деяний в статье 241 УК "Организация или содержание притонов для занятий проституцией" за счет охвата ею общественно опасных деяний субъектов, организующих, руководящих, способствующих или эксплуатирующих проституцию (сводники, сутенеры, диспетчеры, водители и иные лица, извлекающие прибыль за счет проституток). Статья в новой редакции предусматривает в качестве отягчающих обстоятельств совершение указанных преступлений в групповых и организованных формах, неоднократно, либо в отношении несовершеннолетних лиц.
8. Статья 152 "Торговля несовершеннолетними" дополнена квалифицирующими признаками, предусматривающими ответственность за "незаконное перемещение несовершеннолетнего через границу или незаконное невозвращение его из-за границы". В предлагаемой редакции норма охватывает и случаи вывоза потерпевших (в том числе детей) за рубеж на законных основаниях (в туристические, гастрольные поездки, на обучение, "по обмену" и т.п.) с последующим незаконным удержанием их за границей в целях получения выкупа за их возвращение, вовлечения в занятие проституцией и иные виды сексуальной или экономической эксплуатации (принуждение к работе в ночных клубах, притонах, заведомо обманные обещания трудоустройства за рубежом). Аналогичные признаки предлагается включить также в состав статьи 240 "Вовлечение в занятие проституцией". Это соответствует требованиям статьи 35 Конвенции о правах ребенка, обязывающей государства - участников предпринимать все необходимые меры "для предотвращения похищения детей, торговли детьми или их контрабанды в любых целях и в любой форме", а также другим международно - правовым обязательствам России.
9. В связи с повышенной общественной опасностью современных информационных форм растления детей, охватывающих неопределенно широкий круг несовершеннолетних, законопроект предусматривает введение в качестве отягчающего признака в статьях 151.1 и 242.1 УК "совершение преступления с использованием средств массовой информации или телекоммуникационных сетей". Понятие "использования средств массовой информации или иных публичных форм для совершения преступлений" уже имеется в действующем УК в статьях 129, 130, 282 и 354 и не является для него новацией. Введение аналогичного понятия в составы преступлений, связанных с посягательствами на права детей и общественную нравственность, позволяет реализовать уголовно - правовыми средствами требования статьи 14 Федерального закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" о защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей порнографию.
10. В примечании к статье 242.1 законопроекта предусматривается законодательное определение понятия "порнографическое изображение несовершеннолетнего". В основу предлагаемой дефиниции положено понятие "детской порнографии", закрепленное в Факультативном протоколе к Конвенции ООН о правах ребенка, касающемся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии.
11. При определении в проекте Закона санкций в составах преступлений против половой неприкосновенности, нормального развития и нравственности детей разработчики руководствовались следующими принципиальными соображениями.
Во-первых, очевидностью потребности в усилении уголовной ответственности за особо опасные формы посягательств на несовершеннолетних: за коммерческие, групповые и организованные формы сексуальной эксплуатации детей и подростков, при которых дети становятся инструментом для извлечения наживы; за сексуальное посягательство со стороны лиц, от которых дети находятся в зависимости (это родители, воспитатели, опекуны, педагоги).
Во-вторых, недопустимостью сохранения в действующем уголовном праве России положения, в соответствии с которым ненасильственные посягательства на половую неприкосновенность и нормальное психосексуальное развитие детей не отнесены законодателем к категории тяжких. Как следствие - лица, осужденные за такие преступления, выходят на свободу по амнистии или освобождаются досрочно и вновь совершают преступления. За период, прошедший после вступления в силу действующего Уголовного кодекса России, не было принято ни одного акта амнистии, который не охватывал бы таких преступлений. В этих условиях распространенный характер приобрело прекращение уголовных дел рассматриваемой категории по нереабилитирующим основаниям.
В данной сфере российское право невыгодно отличается от законодательства государств Америки и Европы, устанавливающих достаточно жесткие меры уголовной ответственности за подобные преступления, особенно в их транснациональных формах (оборот детской порнографии, секстуризм, коммерческая сексуальная эксплуатация детей).
Реализация Федерального закона, в случае его принятия, не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.






Приложение

ПЕРЕЧЕНЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ И РОССИЙСКИХ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И РЕКОМЕНДАЦИЙ,
КАСАЮЩИХСЯ ЗАЩИТЫ ЗДОРОВЬЯ, НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
И НРАВСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

1. Конвенция ООН о правах ребенка (статьи 13, 17, 34, 35 и др.).
2. Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими (Женева, 12 сентября 1923 года), провозглашающая подлежащими уголовному наказанию следующие деяния: изготовление или хранение порнографических предметов с целью их продажи, распространения или публичного их выставления; ввоз, провоз, вывоз лично или через другое лицо в вышеуказанных целях указанных предметов или пуск их тем или другим путем в обращение; торговля или совершение с ними операций какого бы то ни было вида, распространение, публичное их выставление или же сдача их, в качестве профессии, в прокат; а также анонсирование или оглашение каким бы то ни было путем сведений о порнографических предметах в целях поощрения их оборота или торговли ими.
3. Конвенция ООН о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами (2 декабря 1949 года), рассматривающая в качестве преступления деяния каждого, кто: сводит, склоняет или совращает в целях проституции другое лицо, даже с согласия этого лица; эксплуатирует проституцию другого лица, даже с согласия этого лица; содержит дом терпимости или управляет им, или сознательно финансирует или принимает участие в финансировании дома терпимости; сдает в аренду или снимает здание или другое место, или часть такового, зная, что они будут использованы в целях проституции третьими лицами.
4. Венская декларация и программа действий (25 июня 1993 года), ориентирующая на укрепление национальных и международных механизмов и программ защиты и охраны детей, подвергающихся экономической и сексуальной эксплуатации, включая детскую порнографию, детскую проституцию, другие формы сексуального надругательства.
5. Специальный Стокгольмский протокол (1996 г.) к Конвенции ООН о правах ребенка, требующий принять особые меры для защиты детей от сексуальной эксплуатации.
6. Рекомендация 1065 (1987) Парламентской ассамблеи Совета Европы по торговле детьми и другим формам детской эксплуатации.
7. Резолюция № 3 по сексуальной эксплуатации, порнографии и проституции и торговле детьми и несовершеннолетними 16-й Конференции министров юстиции Европы (Лиссабон, 1988 г.).
8. Рекомендация № R (91) 11 Комитета Министров Совета Европы государствам - членам Совета Европы относительно эксплуатации секса в целях наживы, порнографии, проституции, торговли несовершеннолетними (9 сентября 1991 года), предусматривающая приведение в соответствие национального законодательства по сексуальной эксплуатации детей; принятие мер, направленных на выявление и наказание лиц, поощряющих или способствующих проституции несовершеннолетних или извлекающих выгоду из нее, на пресечение и предупреждение любого злоупотребления изображением и голосом ребенка в эротических целях; введение с учетом тяжести преступления соответствующих санкций за производство и сбыт любых порнографических материалов, в которых фигурируют дети; изучение целесообразности введения уголовных санкций за обладание детскими порнографическими материалами.
9. Рекомендация № R (87) 7 Комитета Министров Совета Европы государствам - участникам относительно принципов распространения видеозаписей, содержащих насилие, жестокость или имеющих порнографическое содержание, в п. 6 которой предложено проанализировать эффективность применения уголовных наказаний в отношении правонарушений в области производства и распространения таких видеозаписей.
10. Рекомендация № R (97) 19 Комитета Министров Совета Европы государствам - участникам о демонстрации насилия в электронных средствах массовой информации, ориентирующая на выработку способов ограничения доступа детей и подростков к демонстрации насилия в средствах массовой информации, когда существует возможность причинения вреда их дальнейшему физическому, психическому или моральному развитию.
11. Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр - Риядские руководящие принципы) 1990 года ориентируют государства на поощрение средств массовой информации к сведению "к минимуму показа материалов, связанных с порнографией, наркотиками и насилием", требуют "избегать показа детей, женщин и личных отношений в унижающей достоинство форме" (принцип 43).
12. Основные направления государственной семейной политики (утверждены Указом Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712) предусмотрено усиление помощи семье в воспитании детей путем введения запрета на изготовление, распространение и рекламирование печатных изданий, изображений, видеокассет или иных изделий, пропагандирующих порнографию, культ насилия или жестокости.
13. Закон РФ "О средствах массовой информации" (статья 4) - вводит запрет на использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, а также запрет на "распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганду каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, ...а также распространение иной информации, распространение которой запрещено Федеральными законами".
14. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24) и Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (9 сентября 2000 г. № ПР-1895) предусматривают введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие и жестокость, антиобщественное поведение, эксплуатирующих низменные проявления; разработка специальных правовых и организационных механизмов недопущения противоправных информационно - психологических воздействий на массовое сознание общества.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru