Законодательство
Выдержки из законодательства РФ

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления





snolterm


<ПИСЬМО> Минобразования РФ от 03.02.2003 № 27/2573-6
"О ПРОВЕДЕНИИ ВСЕРОССИЙСКОГО ДНЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ"

Официальная публикация в СМИ:
"Официальные документы в образовании", № 6, 2003






МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 3 февраля 2003 г. № 27/2573-6

О ПРОВЕДЕНИИ ВСЕРОССИЙСКОГО ДНЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Реализуя задачи Концепции модернизации российского образования по обеспечению активной адаптации личности к жизни в современном обществе, формированию здорового образа жизни, Минобразование России по согласованию с Минздравом России, Госкомспортом России объявляет 7 апреля Всероссийским днем здоровья детей (далее - День здоровья).
Целью проведения Дня здоровья является формирование и развитие у детей представлений о здоровье, мотивации на здоровый образ жизни, привлечение внимания общества к поднятой проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.
Основные подходы к организации Дня здоровья
Для проведения Дня здоровья Минобразование России рекомендует:
- максимально привлечь педагогических работников, учащихся, родителей;
- предварительно на совещаниях, педагогических советах рассмотреть современные оздоровительные технологии, вопросы культуры педагогического общения, формы и методы организации работы с детьми и родителями в этот день;
- создать организационно-координационный совет по проведению Дня здоровья;
- привлечь к сотрудничеству представителей заинтересованных органов исполнительной власти (здравоохранения, по молодежной политике и спорту, по социальной политике, внутренних дел).
В этот день на уроках, переменах и во внеурочной деятельности целесообразно использовать методические средства, позволяющие наиболее эффективно воздействовать на эмоциональную сферу учащихся, - психологические, физические упражнения и игры, творческие этюды, самотестирование, привлечение различного иллюстративного материала.
Мероприятия должны быть нетрадиционными, стимулирующими интерес детей и побуждающими их к активному участию: уроки на природе, выезд в лес со спортивной программой, прогулка в парк с игровой программой, пеший спортивный поход и др. В День здоровья допустима незначительная корректировка учебного плана, расписания занятий в связи с переносом уроков на природу, стадион и т.д. На природе можно рекомендовать провести уроки физической культуры, экологии, биологии, литературного творчества, истории, трудового обучения, географии, изобразительного искусства, риторики, развития речи.
Целесообразно посвятить урок определенным темам, учитывая возрастные особенности учащихся, а также интересы, присущие каждой возрастной группе.
День здоровья как звено чрезвычайно важное и ответственное в цепи продвижения ребенка к здоровью может быть итогом всей работы, проделанной в этом направлении в течение учебного года, или стартом для последующей деятельности в 2003/2004 учебном году.
Особенности проведения Дня здоровья для старшеклассников
Для учащихся старших классов День здоровья проводится по более насыщенной программе и предполагает значительные нагрузки. Подростки должны иметь возможность реализовать свои двигательные, творческие, организаторские, коммуникативные потребности в ситуациях, в которых потребуется проявить максимальную собранность, эмоциональную устойчивость, волю. При таких условиях День здоровья может стать для старшеклассников своеобразной проверкой на зрелость, готовность к самостоятельной жизни.
Общий план мероприятий проведения Дня здоровья может включать:
- специальное оформление рекреаций, учебных кабинетов, других помещений в соответствии с тематикой праздника. Это могут быть выставки рисунков, плакатов, стенных газет по итогам проведенных конкурсов по тематике здорового образа жизни;
- уроки по определенным темам. Будет уместным также проведение уроков в рамках учебных программ "Разговор о правильном питании" для младших школьников, "Здоровье", "Полезные привычки", "Полезные навыки" для учащихся 1 - 11 классов;
- мероприятия в режиме учебного дня (утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминутки на уроках, подвижные перемены). Работа школьного радиоузла, телецентра, школьной многотиражки;
- система внеурочных мероприятий с обучающимися, педагогами и родителями.
В рамках учебных занятий, исходя из специфики учебного предмета, рассматриваются вопросы здоровья, экологии, истории олимпийского движения; о роли физкультуры и спорта в жизни великих ученых, деятелей искусства, литературы и исторических личностей; проблемы нравственного выбора, духовного и душевного здоровья, социальной адаптации и компетентности обучающихся.
Мероприятия в режиме учебного дня: утренняя гигиеническая гимнастика, ритмика, физкультминутки на уроках, подвижные перемены (организуются классными руководителями, учителями-предметниками, педагогами-организаторами, старшими вожатыми при методической поддержке учителя физической культуры и медицинского работника). Все это может сопровождаться веселой, ритмичной музыкой, транслируемой через школьный радиоузел.
В школьной столовой (буфете) могут быть предложены соки, витаминные и диетические напитки, фиточаи.
Содержанием внеурочных мероприятий могут быть беседы педагогов и медицинских работников, массовые соревнования учащихся "Веселые старты", финалы школьных или классных спартакиад, иных соревнований или турниров; совместные мероприятия с детьми и родителями "Мама, папа, я - спортивная семья"; спортивные викторины, конкурсы; открытые или показательные занятия спортивных секций, встречи со знаменитыми спортсменами и тренерами. При хорошей погоде мероприятия можно провести в открытых спортивных сооружениях, использовать по договоренности ближайшие спортсооружения учреждений дополнительного образования детей.
День может завершиться церемонией торжественного награждения победителей, концертом юных исполнителей и спортсменов, веселым танцевальным вечером, другим общешкольным мероприятием.
Педагогически эффективны формы взаимодействия детей разного возраста в совместной деятельности. Например, формами патроната старшеклассников над младшими школьниками могут быть:
- "Дежурство по здоровью". Детский контроль за выполнением самых простых гигиенических правил;
- "Маленькая живая природа в каждом классе", "Помогая, познавай природу";
- "Пятиминутки здоровья" - беседы в младших классах на различные темы о здоровом образе жизни;
- "Веселые переменки" - занятия с малышами физическими упражнениями, играми и танцами.
Значительно обогатит арсенал форм и методов работы с детьми при проведении Дня здоровья разнообразная игровая деятельность:
- подвижные игры, закрепляющие навыки двигательной активности, а также обеспечивающие социализацию подростка через коллективную деятельность;
- интеллектуальные игры, закрепляющие основные понятия, представления, знания по проблематике здорового образа жизни;
- элементы психодрамы или театрализованного "проигрывания ситуаций", закрепляющие ролевые стереотипы (умения сказать "нет!" в критической ситуации, формирования навыков общения, критического осмысления вредных привычек и т.п.);
- долговременные ролевые игры, в которых строится вся проектная деятельность больших и малых коллективных творческих дел.
Среди мероприятий в рамках Дня здоровья могут быть проведены классные часы в форме:
- беседы медработника (педиатра, нарколога, сексолога) по проблеме, которую выделили в качестве приоритетной сами подростки;
- проблемной беседы или дискуссии по предупреждению вредных привычек (диспут, мозговой штурм и др.), подготовленной самими учащимися при поддержке классного руководителя;
- встречи со знаменитостью (интересным гостем, звездой, спортсменом, тренером), общение с которой покажет подросткам преимущества здорового образа жизни;
- "классного видеочаса" (обсуждение видеофильма или фрагментов различных лент, телепередачи в записи или фильма, сделанного педагогами или учащимися, передачи школьной телестудии);
- встречи и общения с родителями, совместного обсуждения проблем формирования здорового образа жизни в семье.
Среди наиболее актуальных проблем, которых необходимо коснуться в беседах с детьми, следующие: "Мода и здоровье", "Экология и здоровье", "Преимущества жизни без сигарет, алкоголя и наркотиков", "Любовь и здоровье", "Правильное питание и различные диеты", "Милосердие, доброта и здоровье", "Компьютерные игры и здоровье", "Музыка и здоровье", "Искусство и здоровье", "СМИ и здоровье", "Что такое душевное здоровье?", "Мой нравственный выбор", "Наступит ли мода на здоровье?" и др.
Минобразование России считает, что проведение Дня здоровья при правильной его организации и нацеленности на развитие личности ребенка станет важной составной частью общероссийской системы приобщения детей к физической культуре и спорту, здоровому образу жизни.

Заместитель Министра
Е.Е.ЧЕПУРНЫХ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru