Законодательство
Выдержки из законодательства РФ

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







УКАЗАНИЕ МИНЗДРАВА РФ ОТ 23.03.1998 № 219-У
"О ШТАТНО-ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ ЦЕНТРОВ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ И РЕПРОДУКЦИИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗАНИЕ

23 марта 1998 г.

№ 219-У

О ШТАТНО-ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ
ЦЕНТРОВ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ И РЕПРОДУКЦИИ

В целях совершенствования деятельности службы планирования семьи
1. Ввести в действие методические рекомендации "О штатно - организационной структуре центров планирования семьи и репродукции" (Приложение).
2. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации разрешаю тиражировать настоящее указание в необходимом количестве.
3. Контроль за исполнением настоящего указания оставляю за собой.

Заместитель Министра
здравоохранения
Российской Федерации
Т.И.СТУКОЛОВА




Приложение
к указанию Минздрава России
23.03.1998 г. № 219-У

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ШТАТНО - ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ ЦЕНТРОВ
ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ И РЕПРОДУКЦИИ

Основной задачей службы планирования семьи в нашей стране является предупреждение абортов, оказывающих негативное влияние на репродуктивное здоровье женщин, показатели материнской и младенческой заболеваемости и смертности.
Высокий уровень абортов, недостаточная информированность населения о безопасных для здоровья методах контрацепции, значительный рост числа заболеваний, передаваемых половым путем, особенно среди подростков и молодежи - все это обуславливает социальную значимость проблемы планирования семьи. Для решения этих задач в России реализуется федеральная программа "Планирование семьи", в выполнении которой участвуют государственные и негосударственные структуры.
Нормативной базой формирования службы планирования семьи являются приказы Минздрава России от 15.11.91 № 186 "О мерах по дальнейшему развитию гинекологической помощи населению Российской Федерации", от 26.11.96 № 392 "О проведении анкетирования пациентов центров планирования семьи и репродукции в 1997-1998 гг.". Этими документами определены основные направления деятельности службы планирования семьи. Центры планирования семьи и репродукции включены в номенклатуру учреждений здравоохранения, утвержденную приказом Минздравмедпрома России от 20.02.95 № 35 "Об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации".
В настоящее время в стране организовано более 200 центров планирования семьи и репродукции, в лечебно - профилактических учреждениях создаются кабинеты планирования семьи.
Однако нормативными документами до сих пор не решены вопросы обеспечения этих учреждений и подразделений штатной численностью медицинского персонала, что в существующих экономических условиях при переходе здравоохранения к обязательному медицинскому страхованию является особенно важным.
В последнее десятилетие, как известно, значительно расширены права руководителей органов и учреждений здравоохранения в решении кадровых и финансовых вопросов, в области нормирования труда.
Главные врачи имеют право:
- использовать штатные нормативы и другие нормативные акты по труду, утвержденные министерством, как носящие рекомендательный характер;
- устанавливать индивидуальные нормы нагрузки (обслуживания) медицинского и другого персонала в зависимости от конкретных местных условий и, прежде всего, особенностей прикрепленного к учреждению контингента населения, технологии лечебно - диагностического процесса;
- проводить замены должностей в пределах категорий персонала в любом порядке.
При использовании этих прав руководители учреждений здравоохранения должны ориентироваться на объем работы и наиболее полное обеспечение потребности населения в том или ином виде медицинской помощи.
Эти основные позиции по использованию нормативов по труду в практике здравоохранения и были приняты за основу при проектировании штатного обеспечения службы планирования семьи.
Служба планирования семьи развивается как система, представленная в разных типах учреждений: от фельдшерско - акушерских пунктов до центров планирования семьи и репродукции.
Работа по планированию семьи на фельдшерско - акушерских пунктах, в участковых больницах, женских консультациях и родильных домах осуществляется после соответствующей подготовки имеющейся численностью персонала. Снижение рождаемости в последние годы создает определенные резервы в рабочем времени персонала акушерско - гинекологической службы, которые должны быть направлены прежде всего на деятельность, связанную с профилактикой абортов и охраной репродуктивного здоровья семьи.
Вопрос определения численности персонала в центрах планирования семьи и репродукции решается в каждом регионе в зависимости от ряда обстоятельств, наиболее важными из которых являются:
- структура населения по возрастно - половому составу;
- состояние здоровья населения в целом, репродуктивном и подростковом возрастах;
- частота производства абортов в разных возрастных группах, соотношение родов и абортов;
- уровень заболеваний, передаваемых половым путем, особенно среди молодежи и подростков;
- число родов и абортов у подростков и т.д.
Наряду с учетом этих факторов при расчетах численности персонала центров целесообразно использовать в качестве ориентиров нормативные показатели по труду.
Для их разработки были проведены фотохронометражные наблюдения за деятельностью медицинского персонала центров, изучен объем работы и фактическая численность персонала действующих в настоящее время центров планирования семьи и репродукции субъектов Российской Федерации.
Центры планирования семьи и репродукции создаются преимущественно на базе областных (краевых, республиканских) больниц. В ряде случаев они являются самостоятельными учреждениями, иногда в качестве структурных подразделений: республиканской больницы (Удмуртия, Дагестан), перинатального центра (Кабардино - Балкария), родильного дома (Камчатка), диагностического центра (г. Ставрополь), и др. Целесообразность развертывания центров планирования семьи и репродукции на базе уже имеющихся учреждений обусловлена прежде всего наличием в них мощной диагностической службы, позволяющей проводить качественную диагностику, нередко основанную на использовании дорогостоящей аппаратуры.
В ряде территорий (г.г. Тамбов, Тула и др.) наряду с центрами, выполняющими функции областного учреждения, создаются центры планирования семьи и репродукции по обслуживанию жителей городов.
В составе некоторых центров планирования семьи и репродукции имеются стационарные подразделения (г.г. Саранск, Новосибирск, Нижнекамск и др.).
Численность персонала, работающего в центрах, имеет большую амплитуду колебаний: от 2 до 100 и более должностей, не превышая в среднем 20-30 должностей. Одна должность среднего медицинского работника приходится примерно на 30 тыс. обслуживаемого населения, должность врача (суммарно по всем специальностям) - на 60 тыс. населения.
Среди врачей, работающих в центрах планирования семьи и репродукции, подавляющее большинство - врачи акушеры - гинекологи, прошедшие специальную подготовку по проблемам контрацепции, бесплодия, невынашивания беременности, оказания специализированной помощи детям и подросткам и т.д.
В центрах также работают врачи - урологи, ведущие прием по андрологии (11,1%), сексопатологи (9,5%), генетики (6,3%), а также другие специалисты, такие как психотерапевты, эндокринологи, невропатологи и т.д. (Рис. 1)

Рис. 1 Структура врачей центров по специальностям <*>.

   --------------------------------

<*> - Не приводится.

Результаты фотохронометражных наблюдений послужили основой для разработки нормативных показателей по труду врачей центров планирования семьи и репродукции: расчетных норм времени, нагрузки (обслуживания), плановой функции врачебной должности.
Расчетные нормы времени на посещение в центре, в отличие от других типов амбулаторно - поликлинических учреждений, не имеют существенных различий по специальностям врачей, ведущих прием. Различия в трудозатратах врачей касаются контингента посетителей центра: на прием подростков затрачивается времени в 1,6 раза - в репродуктивном возрасте - и в 1,2 раза больше, чем на прием посетителей старших возрастов (Рис. 2).

Рис. 2. Затраты рабочего времени врачей центра на прием различного контингента посетителей (в мин.) <*>.
   --------------------------------

<*> - Не приводится.

Расчеты среднего значения затрат рабочего времени врача на приеме в центре осуществлялись на основании среднесложившейся структуры посетителей по возрасту: 70% - лица репродуктивного возраста, 20% - подростки и 10% - пациенты старших возрастов. Средние затраты рабочего времени врача составили 30 мин (30,47 мин). В конкретных территориях при других соотношениях в составе посетителей по возрасту этот средневзвешенный показатель может иметь другое значение.
Расчетные нормы нагрузки (обслуживания) - число посещений на 1 час приема, - определяется как частное от деления 60 мин. на расчетные нормы времени и составляют 2 посещения в час. (60:30).
Плановая функция врачебной должности (Ф) - число посещений к врачу в течение года, - рассчитывается по формуле:

Ф = № x Б х К (1)

где N- нормы нагрузки (обслуживания);
Б - годовой бюджет рабочего времени должности;
К - коэффициент использования рабочего времени должности
на непосредственный прием посетителей.

Специфика деятельности врача центра состоит в том, что определенный объем работы не связан с непосредственным приемом пациентов. Это, прежде всего, санитарно - просветительная работа, проведение групповых занятий, консультации по телефону и др. Эти затраты, а также служебные разговоры и личное необходимое время составляют, по данным фотохронометражных наблюдений, около 20% рабочего времени врача центра. Следовательно, коэффициент использования рабочего времени должности врача на непосредственное проведение приема посетителей (К) в формуле (I) составит 0,8.
Годовой бюджет рабочего времени должности (Б) рассчитывается согласно нормативным документам Министерства труда и социального развития Российской Федерации <*> по расчетному графику пятидневной рабочей недели.
   --------------------------------

<*> - См. письмо Минздрава России от 03.02.97 № 2510/790-96-32 "О норме рабочего времени и порядке определения часовой тарифной ставки из установленной месячной тарифной ставки в 1997 году".

При расчетах годового бюджета рабочего времени для определения плановой функции врачебной должности из общего показателя числа рабочих часов в году исключается время отпуска.
Следовательно, годовой бюджет рабочего времени должности (Б) можно рассчитать по следующей формуле:

365 - в - n - q
Б= --------------- x m (2)
5

где в - число выходных дней (по пятидневной рабочей неделе);
n - число праздничных дней;
q - число дней отпуска (пересчитанное на пятидневную
рабочую неделю);
m - недельная продолжительность рабочего времени
должности.

Годовой бюджет рабочего времени должности врача центра при 38,5 часовой рабочей неделе (6,5 х 6 - 0,5) и 24-дневном отпуске (по шестидневной рабочей неделе), рассчитанный по формуле (2), составляет 1778,7 часа

365 - 104 - 10 - 20 х 38.5
   --------------------------

5
Годовой бюджет рабочего времени должности может быть рассчитан также и на основании данных, приведенных в вышеуказанном письме Минздрава России, путем исключения часов отпуска. Так, в письме приводится норма рабочего времени в 1997 году при 38,5-часовой рабочей неделе в 1932,7 часа. Годовой бюджет рабочего времени должности при исключении из этого показателя часов отпуска составит 1778,7 часа (1932,7 - 38,5 х 4).
Таким образом, плановая функция должности врача центра планирования семьи и репродукции, рассчитанная по формуле 1 с соответствующими значениями Б и К, составляет 2850 посещений в году (2 х 1778,7 х 0,8 = 2846).
Расчет численности должностей (Д) врачей центра осуществляется в зависимости от возможной нагрузки должности, т.е. плановой функции, и спроса населения на те или иные услуги по формуле:

П
Д = --- (3)
Ф

где П - число посещений (фактических или планируемых) в год;
Ф - число посещений к врачу в течение года.

Например, к врачу - урологу, ведущему прием по андрологии, в течение года было 4700 посещений. Число должностей на этот объем работы, рассчитанное по формуле (3), составит 1,649 должностей (4700:2850) и в соответствии с правилами округления должностей в штатное расписание может быть введено 1,75 должности врача - уролога.
Следует отметить, что при составлении штатного расписания центра планирования семьи и репродукции необходимо руководствоваться приказом Минздравмедпрома Российской Федерации от 18.01.96. № 16 "О введение форм штатных расписаний учреждений здравоохранения", а наименование должностей должно соответствовать номенклатуре должностей врачебного и фармацевтического персонала и номенклатуре врачебных и провизорских специальностей (Приказы Минздрава России № 48 от 24.02.98 и № 33 от 16.02.95) с последующими изменениями и дополнениями.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Приказ Минздрава РФ от 24.02.1998 № 48 утратил силу в связи с изданием Приказа Минздрава РФ от 12.10.1999 № 369. Действующее Положение об оплате труда работников здравоохранения утверждено Приказом Минздрава РФ от 15.10.1999 № 377.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Приказ Минздрава РФ от 16.02.1995 № 33 утратил силу в связи с изданием Приказа Минздрава РФ от 09.08.2001 № 313. Действующая Номенклатура (классификатор) специальностей специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием в учреждениях здравоохранения Российской Федерации утверждена Приказом Минздрава РФ от 27.08.1999 № 337.
   ------------------------------------------------------------------

Проведенное исследование позволяет представить рекомендации по штатно - организационной структуре центров планирования семьи и репродукции при обслуживании населения до 1 млн. жителей и свыше 1 млн. жителей (таблица 1). В таблице приведен лишь врачебный персонал. Численность среднего медицинского персонала целесообразно устанавливать соответственно врачебному, а младшего
- из расчета одна должность на три должности врача, ведущего амбулаторный прием.
Штаты медицинского персонала центров устанавливаются в пределах общей численности персонала женских консультаций, родильных домов, перинатальных центров и других лечебно - профилактических учреждений, в т.ч. за счет введения дополнительных штатных должностей.

Таблица 1

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ШТАТНО - ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
ЦЕНТРОВ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ И РЕПРОДУКЦИИ <*>
   --------------------------------

<*> - Руководителям органов и учреждений здравоохранения предоставляется право вносить изменения в структуру центров планирования семьи и репродукции в зависимости от местных условий и потребности населения в том или ином виде медицинской помощи.

   ----------------------------T-------------------T----------------------------¬

¦ Перечень ¦ Наименование ¦ Численность должностей ¦
¦ подразделений ¦ должности ¦ при обслуживании ¦
+---------------------------+-------------------+--------------T-------------+
¦ ¦ ¦ до I млн. ¦ свыше 1 млн.¦
¦ ¦ ¦ жителей ¦ жителей ¦
+---------------------------+-------------------+--------------+-------------+
¦Медицинский профиль ¦ ¦ ¦ ¦
¦Кабинеты: по контрацепции, ¦ ¦ ¦ ¦
¦бесплодию, невынашиванию ¦ врач акушер- ¦ до 7,0 ¦ до 15,0 ¦
¦беременности, оказанию ¦ гинеколог ¦ ¦ ¦
¦помощи детям и подросткам ¦ ¦ ¦ ¦
¦и т.д. ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-------------------+--------------+-------------+
¦Кабинет по андрологии ¦ врач-уролог ¦ до 2,0 ¦ до 5,0 ¦
+---------------------------+-------------------+--------------+-------------+
¦Кабинет по сексопатологии ¦ врач-сексопатолог ¦ до 2,0 ¦ до 5,0 ¦
+---------------------------+-------------------+--------------+-------------+
¦Другие кабинеты ¦ врачи ¦ ¦ ¦
¦(генетики, психотерапии, ¦ соответствующих ¦ до 3,0 ¦ до 7,0 ¦
¦эндокринологии, ¦ специальностей ¦ ¦ ¦
¦ультразвуковой диагностики ¦ ¦ ¦ ¦
¦и др.) ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-------------------+--------------+-------------+
¦Итого врачебный персонал ¦ ¦ до 14,0 ¦ до 32,0 ¦
+---------------------------+-------------------+--------------+-------------+
¦Немедицинский профиль ¦ ¦ ¦ ¦
¦Кабинеты: психологии, ¦ психолог, ¦ до 7,0 ¦ до 15,0 ¦
¦юриста, социальной ¦ юрист, ¦ ¦ ¦
¦помощи, по делам молодежи ¦ социальный ¦ ¦ ¦
¦и др. ¦ работник ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-------------------+--------------+-------------+
¦Всего: ¦ ¦ до 21,0 ¦ до 47,0 ¦
L---------------------------+-------------------+--------------+--------------


Таким образом, представлена методика формирования численности медицинского персонала центров планирования семьи и репродукции, этапность расчетов: нормы времени, нагрузки (обслуживания), плановой функции врачебной должности, численности должностей, что может быть использовано как при развитии сети учреждений, так и при экономическом анализе деятельности персонала центров.
Внедрение в практику здравоохранения разработанной штатно - организационной структуры центров, постоянное проведение экономического анализа деятельности учреждений на основе представленной методики будет способствовать рациональной расстановке и использованию кадров в соответствии с их нагрузкой и задачами, решаемыми службой планирования семьи.

Начальник Управления
планирования, финансирования
и развития
Н.Н.ТОЧИЛОВА

Начальник Управления охраны
здоровья матери и ребенка
Д.И.ЗЕЛИНСКАЯ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru