Законодательство
Выдержки из законодательства РФ

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







"СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РАБОТАЮЩИХ ПОДРОСТКОВ МОСКВЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ"
(УТВ. КОМИТЕТОМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Г. МОСКВЫ 23.10.2000 № 51)

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






УТВЕРЖДАЮ
Председатель
Комитета здравоохранения
А.П.СЕЛЬЦОВСКИЙ
23 октября 2000 г.

СОГЛАСОВАНО
Председатель УМС
Комитета здравоохранения
Л.Г.КОСТОМАРОВА
23 октября 2000 г.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И РАБОТАЮЩИХ ПОДРОСТКОВ МОСКВЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
(№ 51)

Главный специалист
по подростковой службе
Комитета здравоохранения
А.Г.АВТАНДИЛОВ
20 октября 2000 г.

Учреждение-разработчик: НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН.
Составители: д.м.н. проф. Л.М.Сухарева, к.м.н. А.Г.Ильин, д.м.н. И.К.Рапопорт, к.м.н. К.Э.Павлович, к.м.н. Е.И.Шубочкина, к.м.н. И.В.Звездина, к.б.н. С.С.Молчанова, к.м.н. Г.А.Шаршаткина, к.б.н. Ю.А.Ямпольская, к.м.н. А.В.Куликова.
Рецензент: зав. сектором развития и охраны материнства и детства НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А.Семашко РАМН д.м.н. Л.П.Чичерин.
Предназначение: для органов управления здравоохранением, амбулаторно-поликлинических учреждений, обеспечивающих медицинское обслуживание подростков.

Состояние здоровья учащихся системы начального
профессионального образования и работающих
подростков г. Москвы

Значительную часть подростковой популяции составляют учащиеся учреждений начального профессионального образования и работающие подростки.
Изучение основных показателей физического развития и анализ их изменений у подростков за последнее десятилетие позволил выявить определенные тенденции. Установлено достоверное снижение продольного роста на 0,5-1,5 см, окружности грудной клетки на 4,5-8,5 см, а также массы тела во всех возрастно-половых группах на 2,5-4 кг. Отмечается снижение доли подростков с нормальным физическим развитием. Причем отклонения в физическом развитии формируются в меньшей степени за счет избыточной массы тела, что можно было наблюдать в 80-х годах, а преимущественно за счет дефицита массы тела. За последнее десятилетие удельный вес юношей с избыточной массой тела снизился с 10,2% до 6,6%, а девушек - с 9,1% до 4,5%, в то же время доля юношей с дефицитом массы тела возросла с 12,4% до 18,8%, а девушек - с 13,5% до 19,9%. Произошло увеличение числа лиц астенического телосложения: среди юношей с 43,8 до 47,7%, среди девушек - с 45,9% до 66,1%.
Отличие в уровне физического развития современных подростков от их сверстников прошлого десятилетия обнаруживается в менее выраженном приросте мышечной силы с возрастом. В результате этого процесса в 17-летнем возрасте юноши имеют показатели мышечной силы (по данным динамометрии) на 18,5% (на 10 кг), а девушки на 21,0% (на 7 кг) ниже, чем их сверстники в 80-х годах.
По данным углубленных профилактических осмотров распространенность хронических болезней и функциональных нарушений у подростков, получающих начальное профессиональное образование, достигает 3000 на 1000 обследованных. Полученные результаты более чем вдвое превышают данные официальной статистики о заболеваемости (по обращаемости) подростков 15-17 лет.
Изучение структуры функциональных расстройств у подростков - учащихся ПТУ показывает, что в обеих сравниваемых группах наиболее распространенными являются нарушения костно-мышечной системы и соединительной ткани, органов зрения, системы пищеварения, органов кровообращения и эндокринной системы. Удельный вес указанных функциональных нарушений в сумме в группе учащихся ПТУ составляет 96,3%.
В структуре заболеваемости хроническими болезнями учащихся профтехучилищ первые ранговые места принадлежат патологии опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения, зрительного анализатора. Суммарная доля указанных болезней в структуре выявляемой патологии у учащихся ПТУ составляет 49,0%.
Наиболее неблагоприятная картина состояния здоровья отмечена при обследовании девушек - учащихся профтехучилищ. Общая патологическая пораженность достигает 3373,2, в том числе частота функциональных отклонений - 2283,6, а хронических заболеваний - 1089,6. Значительно распространены заболевания и функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата (567,2), нервно-психической сферы и сомато-вегетативного характера (447,8), сердечно-сосудистой системы (388,1), органов пищеварения (328,4).
В последние годы у 25,1% девушек 15-16 лет и у 22,3% девушек 17-18 лет наблюдается несоответствие (снижение) степени полового созревания возрасту. Сроки начала менструаций у девушек сместились в сторону более старшего возраста. Установлено, что у 18-20% девушек - учащихся ПТУ в возрасте 15-16 лет менструальный цикл еще не установился. В структуре нарушений первое место занимают нерегулярные менструации (более 1/3 всех отклонений), далее идут задержка становления менструальной функции, легкая форма альгодисменореи и длительно неустановившиеся менструации. Было установлено, что 6,6% девушек имеют серьезные отклонения, которые указывают на такие формы патологии, как тяжелые формы альгодисменореи, предменструальный синдром, маточные кровотечения и позднее менархе. В динамике профессионального обучения и особенно четко с увеличением возраста отмечалось достоверное увеличение количества девушек с сильными менструальными болями (с 11,8% до 19,8%), принимающих во время менструации лекарства (с 27,8% до 38,9%), обращавшихся к врачу по поводу длительных и обильных менструаций (с 3,1% до 6,8%). Если на первом году обучения нарушения менструации отмечали 3% девушек 14-15 лет, то на последнем - втрое больше.
С возрастом увеличивается доля хронических воспалительных и невоспалительных заболеваний матки и ее придатков. У девушек-подростков 17 лет, при снижении общей частоты нарушений менструального цикла, увеличивается распространенность выраженных форм указанных расстройств, требующих соответствующего лечения. Высокая частота отклонений полового развития, функциональных расстройств и хронических болезней женской половой сферы являются показателями нарушений репродуктивного здоровья у девушек подросткового возраста.
Таким образом, сопоставление данных профилактических осмотров, проведенных врачами, обслуживающими учащихся ПТУ, с результатами углубленных профилактических осмотров свидетельствуют о низких показателях выявляемости функциональных нарушений и начальных форм хронической патологии у подростков (25%-45%) и об отсутствии целенаправленной профилактической и лечебно-оздоровительной работы.
Индивидуальный анализ состояния здоровья подростков, обучающихся в ПТУ, и сопоставление данных с действующим "Перечнем медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению", 1988 (9 сборников по отраслям промышленности и сельского хозяйства) показали, что (в зависимости от профессии) от 12,1% до 28,4% учащихся имеют медицинские противопоказания к выбранным профессиям, а более 70% имеют ограничения при дальнейшем трудоустройстве из-за возможного ухудшения здоровья при контакте с отдельными производственными факторами.
В результате нерационального в медицинском отношении выбора профессии трудовая деятельность молодых рабочих будет сопряжена со значительным риском прогрессирования функциональных расстройств и хронической патологии, развитием профессиональных заболеваний, ранней инвалидизации, а также с низким уровнем трудоспособности.
Представленные данные свидетельствуют о недостаточном уровне профориентационной и профконсультационной работы в школе, неудовлетворительном качестве профотбора по медицинским показаниям при приеме абитуриентов в учреждения начального профессионального образования и приеме подростков на работу.
В основе развития большинства хронических неинфекционных заболеваний лежат факторы риска, обусловленные образом жизни - употребление алкоголя, курение, нерациональное питание, низкая физическая активность и др. Подростки, имеющие факторы риска, отличаются от своих сверстников меньшей социальной активностью, более низким материальным достатком семьи; среди них достоверно чаще отмечается употребление и злоупотребление алкоголем, негативное отношение к будущей профессии, трудности ее овладения. Согласно результатам анкетирования среди 15-16-летних подростков - учащихся ПТУ - распространенность курения составляет 38,6%, среди 17-18-летних - 60,4%; 38,6% 15-16-летних подростков и 70,5% 17-18-летних употребляют алкоголь. Среди них "3-4 раза в месяц и чаще" употребляют 5,4% 15-16-летних и 16,8% 17-18-летних подростков. Решающим фактором начала употребления алкоголя являются причины, заложенные в микросоциальной среде учащихся. Употребление алкоголя в подростковом возрасте представляет большую опасность как в социальном, так и в медицинском плане.
Склонность к ранней сексуальной активности характерна для современных девушек. Среди факторов риска ухудшения здоровья девушек особенно значимыми являются: репродуктивное поведение и уровень полового просвещения. Результаты анкетирования показали, что 35% девушек - учащихся ПТУ считают допустимым начало половой жизни до 15-16 лет, а 5-10% - до 13-14 лет. При такой предрасположенности к ранней интимной жизни девушки серьезно не задумывались о причинах начала половой жизни и подавляющее большинство (91-93%) никогда не обращались к гинекологу. Основным источником информации об интимной жизни для девушек являются друзья. О недостаточном внимании медицинских работников к вопросам полового просвещения свидетельствует тот факт, что 25% опрошенных не знали никаких противозачаточных средств. Причем от 15 к 18 годам на фоне изменения сексуального поведения информированность не повышалась.
Таким образом, наряду с профессионально-производственными, социальные факторы влияют на формирование состояния здоровья девушек, ухудшая показатели как соматического здоровья, так и состояние менструальной функции.
Существующая форма медицинского обслуживания в женских консультациях по месту проживания не учитывает психологию подростков. Даже при острой необходимости они избегают их посещать, боясь огласки. Гинекологи, обслуживающие взрослых женщин, не всегда считают себя подготовленными для работы с подростками. Следовательно, медицинское обслуживание девушек-подростков нуждается в определенной коррекции.
Около 5 лет в Москве функционируют Подростковые медицинские центры в Юго-Западном и в Юго-Восточном административных округах.
Анализ деятельности этих Центров, по данным Комитета здравоохранения Москвы, показал, что проведение комплексной целевой диспансеризации подростков в этих лечебно-профилактических учреждениях характеризуется следующими показателями по сравнению с данными, поступившими из округов, не имеющих подростковые медицинские центры:
- увеличивается вдвое количество подростков с впервые выявленными заболеваниями (так, в Центре Юго-Западного округа подростки с впервые установленными диагнозами составляют 14,5%, а в других округах от 2% до 8% (в среднем 6,9%);
- возрастает количество подростков, относимых к II группе диспансерного учета, на 5-7%;
- уменьшается количество подростков, относимых к III группе диспансерного учета, на 5-7%.
Начата работа по обеспечению гинекологическими осмотрами девушек-подростков и урологическими осмотрами - юношей. В 1998 году в среднем гинекологический осмотр прошли 20,5% девушек, а урологический - 5,6% юношей.
Данные о работе Подростковых центров свидетельствуют об относительно высоком качестве проводимых профилактических осмотров и эффективной диагностической и лечебно-коррекционной работы. Вместе с тем Подростковые центры не могут охватить профилактической и лечебно-оздоровительной работой всех подростков г. Москвы.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о неблагоприятных тенденциях в состоянии здоровья учащихся учреждений начального профессионального образования и работающих подростков, слабой организации профилактической, диагностической и лечебно-коррекционной работы. В связи с вышеуказанными данными необходимо совершенствование системы медицинского обслуживания учащихся учреждений начального профессионального образования и работающих подростков.
В методических рекомендациях представлены основные принципы организации медицинского обслуживания учащихся учреждений начального профессионального образования и работающих подростков в соответствии с Приказом МЗ РФ № 154 от 05.05.99. Реализация методических рекомендаций предполагает совместную работу органов здравоохранения и образования г. Москвы.

Медицинское обслуживание учащихся учреждений
начального профессионального образования и
работающих подростков

Медицинское обслуживание учащихся учреждений начального профессионального образования и работающих подростков должно осуществляться врачами-педиатрами территориальных детских поликлиник, а в учреждениях начального профессионального образования - врачами и средними медицинскими работниками Отделений организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях - подразделений детских амбулаторно-поликлинических учреждений по месту нахождения образовательного учреждения. Подростковые медицинские центры должны выполнять функции консультативно-диагностических учреждений. Отвечать за медицинское обслуживание каждого учащегося учреждений начального профессионального образования и работающего подростка до достижения 18-летнего возраста обязан участковый врач-педиатр. С целью повышения эффективности профилактических мероприятий подростков представляется целесообразным выделение следующих групп:
1) школьники массовых школ с традиционными формами образовательного процесса;
2) школьники образовательных учреждений нового вида (гимназий, лицеев);
3) школьники, совмещающие учебу с трудовой деятельностью;
4) учащиеся учреждений начального профессионального образования (ПТУ, колледжей);
5) работающие подростки.
Каждая из представленных групп подростков в процессе профилактической работы требует к себе особого подхода в зависимости от различий в условиях и образе жизни, сочетаний факторов риска, связанных с видом и типом учебного учреждения, контакта с неблагоприятными производственными факторами, режима учебы и трудовой деятельности. Следует подчеркнуть необходимость дифференцированного подхода к проведению профилактических осмотров и диспансеризации подростков, относящихся к указанным группам, а также медико-физиологической профессиональной ориентации и врачебной профконсультации в зависимости от формы обучения и видов профессиональной деятельности юношей и девушек. Особого внимания требуют работающие подростки, подростки, совмещающие учебу с работой, и учащиеся учреждений начального профессионального образования.

Функциональные обязанности медицинского персонала
(врача и средних медицинских работников),
осуществляющих медицинское обеспечение учащихся
учреждений начального профессионального образования

Общая часть
1. Медицинский персонал, осуществляющий медицинское обеспечение учащихся учреждений начального профессионального образования (далее - медицинский персонал), работает в составе отделения организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях территориального детского амбулаторно-поликлинического учреждения.
2. Медицинский персонал в своей работе руководствуется нормативными документами Минздрава Российской Федерации, органов управления здравоохранением различных уровней, Положением об отделении организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях, распоряжениями главного врача и заведующего отделением поликлиники.
3. Распоряжения врача являются обязательными для среднего медицинского персонала образовательного учреждения. Деятельность медицинского персонала учреждений начального профессионального образования направлена на организацию и осуществление профилактической, диагностической, коррекционной, лечебной и реабилитационной помощи учащимся данных учреждений.
Медицинский персонал, осуществляющий медицинское обслуживание учащихся учреждений начального профессионального образования, в своей деятельности решает следующие задачи:
1. Проведение профилактической работы в образовательном учреждении:
1.1. Организация учета всех учащихся (в возрасте до 18 лет и после 18 лет) данного учебного заведения.
1.2. Участие в осуществлении контроля за санитарно-гигиеническими условиями образовательного учреждения, за условиями прохождения производственно-технологической практики.
1.3. Оказание методической помощи педагогическому коллективу в организации образовательного процесса, контроль за его соответствием существующим санитарно-гигиеническим нормативам.
1.4. Проведение контроля за организацией и качеством питания учащихся.
1.5. Осуществление контроля за правильной организацией и качеством физического воспитания.
1.6. Гигиеническое воспитание учащихся (участие в разработке и реализации программ гигиенического образования, направленных на сохранение и укрепление соматического, репродуктивного, психического здоровья, контроль эффективности применения таких программ). Повышение уровня знаний педагогов по вопросам охраны и укрепления здоровья учащихся.
1.7. Иммунопрофилактика инфекционных болезней (планирование вакцинации, контроль за состоянием здоровья до и после вакцинации, общей и местной реакциями на проведенную прививку).
1.8. Проведение работы по обеспечению медико-психологической адаптации (совместно с психологом и педагогами разработка медико-педагогических рекомендаций по адаптации и ее коррекции в процессе обучения, осуществление медицинского контроля за течением адаптации и проведением коррекционной работы).
1.9. Определение профессиональной пригодности абитуриентов, поступающих в учреждения начального профессионального образования, к избранной профессии или специальности (по данным медицинской справки - форма 086/у "Врачебное профессионально-консультативное заключение", оформленной в поликлинике по месту жительства клинике-экспертной комиссией).
1.10. Определение (по данным профилактических осмотров) возможности прохождения производственно-технологических практик учащимися с нарушениями здоровья и развития, а также направление их на клинико-экспертную комиссию в случае необходимости изменения условий прохождения практики.
1.11. Проведение в процессе получения профессионального образования медицинской профессиональной ориентации и врачебных профессиональных консультаций учащихся с отклонениями в состоянии здоровья по рациональной специализации и оптимальному трудоустройству по окончании образовательного учреждения.
1.12. Организация и контроль за проведением ежегодных скрининг-обследований. Организация и участие в проведении ежегодных плановых профилактических медицинских осмотров учащихся с привлечением врачей-специалистов. Осмотры проводятся целенаправленно с учетом возможного контакта учащихся в процессе овладения производственными навыками и производственной практики с вредными профессионально-производственными факторами (основание - Приказ МЗ СССР № 555 от 29.09.89 (прилож. 2. п. 13.3.), Приказ МЗ РФ и Министерства образования РФ № 186/272 от 30.06.92, Приказ МЗ и МП РФ № 60 от 14.03.95, Приказ МЗ и МП РФ № 90 от 14.03.96, Приказ МЗ РФ № 151 от 07.05.98, Приказ МЗ РФ № 154 от 05.05.99). Учащиеся 18 лет и старше для прохождения профилактического осмотра направляются врачом в поликлинику общей сети по месту жительства (если проведение профосмотров в этом возрасте предусмотрено нормативными документами).
1.13. Формирование групп учащихся высокого медицинского, медико-социального, медико-психологического риска по возникновению расстройств здоровья и развития (методические рекомендации "Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы", утв. МЗ и МП Российской Федерации, 1993 г.).
1.14. Разработка медицинских и (совместно с педагогами, психологом) медико-, психолого-педагогических рекомендаций по коррекции отклонений в состоянии здоровья, в т.ч. с учетом воздействия комплекса профессионально - производственных факторов в учреждениях начального профессионального образования.
1.15. Сбор и анализ социальной, психолого-педагогической и другой информации, способствующей формированию групп риска для медицинского наблюдения за подростками, правильной постановки диагноза, для определения приоритетов при разработке и реализации профилактических, коррекционных и реабилитационных программ.
2. Анализ состояния здоровья учащихся (по показателям заболеваемости, травматизма, физического развития, частоты факторов риска), разработка комплекса медицинских, медико-педагогических, медико-, социально-психологических мероприятий по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья учащихся (снижение заболеваемости, профилактика травматизма и др.).
3. Организация и проведение диагностической работы:
3.1. Раннее и активное выявление отклонений в физическом развитии, функциональных расстройств и начальных форм хронических заболеваний, в т.ч. обусловленных спецификой обучения в учреждениях профессионального образования.
3.2. Организация плановых гинекологических и андрологических (урологических) осмотров подростков в условиях специализированных учреждений или кабинетов.
4. Организация и проведение работы по коррекции нарушений здоровья и развития, лечению заболеваний и реабилитации подростков с нарушениями здоровья.
4.1. Реализация мероприятий по коррекции функциональных нарушений и хронических заболеваний, наиболее часто встречающихся среди подростков и снижающих возможности их социальной адаптации и интеграции, а также реабилитации лиц, страдающих этой патологией (патология органов зрения, опорно-двигательного аппарата, нервной системы, отдельных психических расстройств, органов кровообращения, пищеварения, в т.ч. кариеса и др.).
4.2. Отбор учащихся на санаторно-курортное лечение, в санатории-профилактории, на диетическое питание.
4.3. Оказание медицинской помощи всем учащимся в образовательном учреждении в случаях острых и обострении хронических заболеваний (неотложная врачебная помощь, направление в территориальную поликлинику, вызов бригады "скорой" и "неотложной" помощи).
5. Обеспечение взаимодействия образовательного учреждения и территориальной поликлиники, осуществляющей медицинское обслуживание детей и подростков:
5.1. Анализ имеющейся медицинской, медико-социальной и психологической информации об учащемся и обеспечение ее поступления участковому педиатру;
5.2. Разработка (совместно с участковым педиатром) и реализация в условиях образовательного учреждения комплекса мероприятий по сохранению и укреплению здоровья подростков.
6. Ведение учетно-отчетной медицинской документации, отражающей состояние здоровья учащихся (в т.ч. сведения о медико-биологических, социальных, поведенческих, психологических и других факторах риска), объем и качество оказания медицинской помощи (в пределах своей компетенции).
7. Оформление по результатам профилактических осмотров врачебного заключения в Медицинской карте ребенка (форма № 026/у-00) с указанием:
- возможности дальнейшего продолжения обучения в учреждении начального профессионального образования;
- условиях прохождения производственных практик;
- предварительного заключения о возможности прохождения воинской службы;
а на заключительном этапе обучения рекомендаций по:
- рациональному трудоустройству;
- дальнейшему медицинскому наблюдению в амбулаторно-поликлинических учреждениях общей сети;
- проведению лечебно-оздоровительных и коррекционных мероприятий;
- рациональным формам занятий физкультурой и спортом.
8. Эффективность работы медицинского персонала учреждений начального профессионального образования.
8.1. Эффективность оценивается по данным:
- официальной отчетной документации;
- учетной формы № 026/у-00 "Медицинская карта ребенка, подростка (для образовательных учреждений)";
- анализа результатов специальных исследований (анкетирование детей, родителей, педагогов и др.).
8.2. Критериями эффективности являются:
- положительные сдвиги в состоянии здоровья (оцениваются по динамике показателей заболеваемости, физического развития, функциональных возможностей организма в целом и отдельных его систем);
- снижение распространенности среди подростков факторов риска (поведенческих, в т.ч., вредных привычек, факторов, связанных с условиями и образом жизни, профессионально-производственных и других).

Функциональные обязанности педиатра,
осуществляющего медицинское обеспечение
работающих подростков

Общие положения
Медицинское обеспечение работающих подростков осуществляется врачами-педиатрами территоральных детских амбулаторно-поликлинических учреждений по месту прописки подростка.
Деятельность участкового педиатра направлена на организацию и осуществление диагностической, коррекционной, лечебной и реабилитационной помощи работающим подросткам, оказываемой на дому и в условиях детской территориальной поликлиники.
Педиатр решает следующие задачи, направленные на сохранение и укрепление здоровья работающих подростков:
1. Проведение профилактической работы в отношении работающих подростков:
1.1. Организация учета всех работающих подростков, проживающих на территории детского амбулаторно-поликлинического учреждения.
1.2. Гигиеническое воспитание работающих подростков; санитарное просвещение по вопросам, касающимся факторов риска хронических неинфекционных заболеваний, заболеваний, передающихся половым путем, наркомании и токсикомании, СПИДа.
1.3. Иммунопрофилактика инфекционных болезней (планирование вакцинации, контроль за состоянием здоровья до и после вакцинации, общей и местной реакциями на проведенную прививку).
1.4. Определение профессиональной пригодности к работе и поступлению в учреждения профессионального образования, к избранной профессии или специальности (оформление справки форма 086/у "Врачебное профессионально-консультативное заключение").
1.5. Организация и участие в проведении ежегодных профилактических медицинских осмотров работающих подростков с привлечением врачей-специалистов детской поликлиники. Осмотры проводятся целенаправленно с учетом возможного контакта работающих подростков с вредными профессионально-производственными факторами (основание - Приказ МЗ СССР № 555 от 29.09.89 (прилож. 2. п. 13.3.), Приказ МЗ РФ и Министерства образования РФ № 186/272 от 30.06.92, Приказ МЗ и МП РФ № 60 от 14.03.95, Приказ МЗ и МП РФ № 90 от 14.03.96, Приказ МЗ РФ № 151 от 07.05.98, Приказ МЗ РФ № 154 от 05.05.99). Работающие подростки 18 лет и старше для прохождения профилактического осмотра направляются врачом в поликлинику общей сети по месту жительства (если проведение профосмотров в этом возрасте предусмотрено нормативными документами).
1.6. Определение (по данным профилактических осмотров) возможности продолжения работы на выбранном предприятии или учреждении.
1.7. Проведение врачебных профессиональных консультаций подростков с отклонениями в состоянии здоровья.
1.8. Формирование групп работающих подростков высокого медицинского, медико-социального, медико-психологического риска по возникновению расстройств здоровья и развития (методические рекомендации "Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы" (утв. МЗ и МП Российской Федерации, 1993 г.).
1.9. Сбор и анализ социальной, психолого-педагогической и другой информации, способствующей формированию групп риска для медицинского наблюдения за подростками, правильной постановки диагноза, для определения приоритетов при разработке и реализации профилактических, коррекционных и реабилитационных программ.
2. Анализ состояния здоровья работающих подростков (по показателям заболеваемости, травматизма, физического развития, эффективности диспансеризации, распространенности факторов риска), разработка комплекса медицинских, медико-педагогических, медико-, социально-психологических мероприятий по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья работающих подростков (снижению заболеваемости, профилактике травматизма и др.).
3. Организация и проведение диагностической работы:
3.1. Раннее и активное выявление отклонений в физическом развитии, функциональных расстройств и начальных форм хронических заболеваний, в т.ч. обусловленных спецификой работы и обучения в учреждениях начального профессионального образования.
3.2. Направление на гинекологические и андрологические (урологические) осмотры работающих подростков в специализированные ЛПУ или кабинеты.
4. Организация и проведение работы по коррекции нарушений здоровья и развития, лечению заболеваний и реабилитации подростков с нарушениями здоровья.
4.1. Реализация мероприятий по коррекции функциональных нарушений и хронических заболеваний, наиболее часто встречающихся среди подростков и снижающих возможности их социальной адаптации и интеграции, а также реабилитации лиц, страдающих этой патологией (патология органов зрения, опорно-двигательного аппарата, нервной системы, отдельных психических расстройств, органов кровообращения, пищеварения, в т.ч. кариеса и др.).
4.2. Отбор работающих подростков на санаторно-курортное лечение, в санатории-профилактории, на диетическое питание.
5. Обеспечение взаимодействия территориальной детской поликлиники, обеспечивающей медицинское обслуживание детей и подростков, с другими лечебно-профилактическими учреждениями.
5.1. Анализ имеющейся медицинской, медико-социальной и психологической информации о работающем подростке.
6. Ведение учетно-отчетной медицинской документации, отражающей состояние здоровья работающих подростков (в т.ч. сведения о медико-биологических, социальных, поведенческих, психологических и других факторах риска), объем и качество оказания медицинской помощи (в пределах своей компетенции).
7. Оформление по результатам профилактических осмотров врачебных заключений с указанием:
- возможности дальнейшего продолжения работы и получения профессионального образования;
- дальнейшего медицинского наблюдения в амбулаторно-поликлинических учреждениях общей сети;
- рекомендации по проведению лечебно-оздоровительных и коррекционных мероприятий;
- рациональных форм занятий физкультурой и спортом.
8. Эффективность работы педиатра с работающими подростками оценивается по данным:
- официальной отчетной документации;
- анализа результатов специальных исследований (анкетирование подростков, родителей, педагогов и др.).
8.1. Критериями эффективности являются:
- положительные сдвиги в состоянии здоровья (оцениваются по динамике показателей заболеваемости, физического развития, функциональных возможностей организма в целом и отдельных его систем);
- снижение распространенности среди подростков факторов риска (поведенческих, в т.ч. вредных привычек, факторов, связанных с условиями и образом жизни, профессионально-производственных и других).


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru