Законодательство
Выдержки из законодательства РФ

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО ВРАЧА РФ ОТ 25.04.2005 № 16
"О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Официальная публикация в СМИ:
"Бюллетень нормативных и методических документов Госсанэпиднадзора", № 1, 2006


По заключению Минюста РФ данный документ в государственной регистрации не нуждается. - Письмо Минюста РФ от 06.06.2005 № 01/4414-ВЯ.



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

25 апреля 2005 г.

№ 16

О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ
РАСПРОСТРАНЕНИЮ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, Г.Г.Онищенко, проанализировав эпидемиологическую обстановку по ВИЧ-инфекции в стране и эффективность принимаемых мер по противодействию распространения этой инфекции, установил, что имеющиеся серьезные недостатки в организационной работе, проведении профилактических и противоэпидемических мероприятий не позволяют добиться существенных результатов в борьбе с эпидемией.
В Российской Федерации в настоящее время зарегистрировано свыше 313 тысяч случаев ВИЧ-инфекции, при этом 80% приходится на долю лиц в возрасте от 15 до 30 лет, умерло от СПИДа 1268 человек. Показатель пораженности ВИЧ-инфекцией возрос со 121 на 100 тыс. населения в 2001 г. до 218,3 на 100 тыс. населения в 2004 году, а среди лиц в возрасте от 15 до 49 он уже составил 327,7 на 100 тыс. населения.
Руководителями администрации субъектов Российской Федерации уделяется недостаточно внимания вопросам противодействия распространения ВИЧ-инфекции. Вследствие этого эпидемическая обстановка продолжает ухудшаться. Особенно неблагополучная ситуация сложилась в Иркутской, Калининградской, Московской, Ленинградской, Оренбургской, Самарской, Свердловской, Тюменской и Ульяновской областях, г. Санкт-Петербурге и Ханты-Мансийском автономном округе, где уровень пораженности населения в 2-3,5 раза выше, чем в среднем по стране.
Неудовлетворительно организованная и недостаточно эффективная работа по профилактике и борьбе с наркоманией приводит к тому, что в большинстве субъектов Российской Федерации свыше 72% ВИЧ-инфицированных заразились в результате внутривенного употребления наркотиков.
Наряду с этим резко увеличилось число лиц, заразившихся половым путем, удельный вес их возрос с 6% в 2001 г. до 25-27% в 2004 г. Мероприятия по противодействию распространению ВИЧ-инфекции среди потребителей инъекционных наркотиков и лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату, проводятся в недостаточном объеме, при отсутствии должной координации и сотрудничества со стороны органов государственной власти, неправительственных и общественных организаций, работающих в этой области, а также органов и учреждений здравоохранения.
Медленно внедряются в практику программы снижения вреда и другие современные технологии предупреждения распространения ВИЧ-инфекции среди наиболее уязвимых групп населения. До настоящего времени отсутствуют организационно-распорядительные документы Госнаркоконтроля, регулирующие порядок и правила реализации таких программ.
Отсутствие в субъектах Российской Федерации целенаправленной политики по работе с молодежью приводит к тому, что работа по профилактике ВИЧ-инфекции среди молодежи осуществляется неадекватно сложившейся эпидемической обстановке и без учета негативных тенденций социального характера, имеющими место в этой группе населения. Большинство проектов, направленных на предупреждение распространения ВИЧ/СПИД среди молодежи, выполняются на средства, предоставляемые зарубежными организациями, при этом отсутствует координация в реализации профилактических и противоэпидемических мероприятий, практически не проводится оценка их эффективности.
Вследствие недостаточного внимания Минобрнауки России к проблеме ВИЧ-инфекции медленно внедряются специальные образовательные программы по борьбе с распространением наркомании и ВИЧ-инфекции в школах, в средних и высших учебных заведениях.
Многие средства массовой информации, и прежде всего государственные телевизионные каналы, недооценивают опасность ситуации с распространением наркомании и ВИЧ среди молодежи уклоняются от размещения соответствующих информационных материалов.
Принятые ранее постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации об активизации работы, направленной на противодействие распространению ВИЧ-инфекции выполнялись неудовлетворительно, и прежде всего, в части мероприятий среди молодежи и групп населения высокого риска заражения этой инфекцией.
В последние годы значительно увеличилась доля женщин фертильного возраста в структуре ВИЧ-инфицированных и составила в 2004 г. 38%, а в ряде субъектов Российской Федерации (Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская и др. области) превысила 50%, что обусловлено активизацией полового пути передачи инфекции. Выявляемость ВИЧ-инфекции среди беременных женщин возросла с 300 случаев в 1999 г. до 3505 - в 2004 г. Профилактическая работа в целях своевременного выявления и проведения медикаментозной профилактики, особенно среди беременных в группах риска, осуществляется в недостаточном объеме (Ленинградская, Свердловская и Саратовская области).
Количество детей рожденных ВИЧ - инфицированными матерями достигло 13 тысяч, из них более 1000 отказных детей.
В ряде субъектов Российской Федерации (Республика Татарстан, Ленинградская, Московская, Свердловская области) не решаются вопросы, связанные с организацией содержания отказных детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями и они в течение длительного времени находятся в лечебно-профилактических учреждениях.
По-прежнему чрезвычайно остро стоит вопрос доступности лечения ВИЧ/СПИД, в том числе предупреждение вертикальной передачи вируса иммунодефицита от матери ребенку, что свидетельствует о неисполнении руководителями администрации субъектов Российской Федерации требований законодательства о гарантированном бесплатном лечении, диагностике и профилактике ВИЧ-инфекции.
Многие инфекционные больницы (отделения) не готовы к оказанию высококвалифицированной медицинской помощи больным ВИЧ/СПИД с сопутствующими тяжелыми заболеваниями (туберкулез, вирусные гепатиты, микозы).
Вследствие недостаточной работы до настоящего времени не разработан протокол оказания медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией.
Неблагоприятное воздействие на эпидемическую обстановку по ВИЧ-инфекции в стране оказывает рост числа ВИЧ-инфицированных в учреждениях пенитенциарной системы с 7,5 тысяч в 1999 г. до 30 тысяч в 2004 г., из которых 8,5% составляют женщины.
Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации не уделяет должного внимания вопросам профилактики и лечения ВИЧ-инфекции. Так в учреждения системы исполнения наказаний ни один из более чем 4900 нуждающихся в лечении ВИЧ-инфицированных не получает специфической антиретровирусной терапии, из них 2500 больных сочетанными формами туберкулеза и ВИЧ получают лечение только от туберкулеза.
Бюджет, предусмотренный подпрограммой "Анти-ВИЧ/СПИД" Федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 гг.)", не позволяет обеспечить в централизованном порядке закупку антиретровирусных препаратов для проведения бесплатного лечения в соответствии с требованиями действующего законодательства. Средства же из бюджетов субъектов Российской Федерации на эти цели выделяются в минимальных объемах. По этой причине из 18-20 тысяч, нуждающихся в антиретровирусной терапии ВИЧ-инфицированных, получают соответствующее лечение только около 1000 человек.
Производство большинства современных антиретровирусных препаратов в стране отсутствует.
Серьезные недостатки имеют место в проведении диагностических исследований на ВИЧ-инфекцию. Так в ряде субъектов Российской Федерации, в нарушение законодательства Российской Федерации, руководителями высших учебных заведений введено обязательное обследование абитуриентов на ВИЧ-инфекцию. Вместе с тем за последние два года количество необоснованных обследований сократилось на 5 млн., однако при этом уменьшилось и количество обследуемых из числа групп риска, что может оказать негативное воздействие на эпидемическую обстановку в стране. Значительно увеличилось проведение этих обследований за плату.
Не решена полностью проблема предупреждения передачи ВИЧ-инфекции через донорскую кровь. В 2004 г. выявлено и отстранено от сдачи крови 898 доноров с ВИЧ-инфекцией. Не принимаются действенные меры по восстановлению системы отбора, обучения и медицинского освидетельствования доноров. Система карантинизации донорской крови организована только в 42 субъектах Российской Федерации.
Сложившаяся в Российской Федерации неблагополучная обстановка по ВИЧ-инфекции требует дополнительных мер по противодействию развития эпидемии.
В целях охраны здоровья населения, повышения эффективности принимаемых мер по борьбе с эпидемией ВИЧ/СПИД и в соответствии со статьей 51 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14 ст. 1650) и Федеральным законом от 30.03.1995 № 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека" (Собрание законодательства Российской Федерации 1995, № 14 ст. 1212)
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовать:
1.1. Рассмотреть вопрос о создании межведомственных советов по вопросам борьбы с ВИЧ/СПИД в целях координации деятельности и расширения сотрудничества государственных органов, неправительственных и общественных организаций, работающих в этой сфере, для повышения эффективности проводимых организационных и практических мероприятий.
1.2. Внести в программы по борьбе с ВИЧ/СПИД в субъектах Российской Федерации коррективы с учетом изменения эпидемической обстановки, обратив особое внимание на организацию и проведение профилактических мероприятий среди молодежи, потребителей наркотиков и лиц, предоставляющих сексуальные услуги за плату, выделение финансовых средств на развитие и обеспечение деятельности общественных организаций, работающих в этой области.
1.3. Выделить в текущем году ассигнования для приобретения тест-систем для диагностики ВИЧ-инфекции, а также антиретровирусных препаратов для лечения ВИЧ-инфицированных и проведения медикаментозной профилактики передачи вируса иммунодефицита человека от матери ребенку.
1.4. Оказать помощь органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации в укреплении материально-технической базы и кадрового состава центров по профилактике и борьбе со СПИДом в целях улучшения их деятельности по противодействию распространения ВИЧ-инфекции.
1.5. Принять меры по организации содержания отказных детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
1.6. Обеспечить привлечение средств массовой информации для разъяснительной работы среди населения о мерах личной и общественной профилактики ВИЧ-инфекции и наркомании, реализации законодательства Российской Федерации в области предупреждения распространения этих социальных заболеваний.
2. Минздравсоцразвития России рекомендовать внести на рассмотрение Государственного совета Российской Федерации вопрос о создании на федеральном уровне Комиссии по борьбе с эпидемией ВИЧ/СПИД в Российской Федерации в соответствии с рекомендацией 26 Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по ВИЧ/СПИД (резолюция S-26/2 от 27 июня 2001).
3. Минэкономразвития России, Минфин России рекомендовать:
3.1. Выделить дополнительно к бюджету подпрограммы "Анти-ВИЧ/СПИД" федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 гг.)" на 2005 г. 560 млн. рублей для обеспечения бесплатного лечения ВИЧ-инфицированных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.2. Предусмотреть увеличение в 2006 г. бюджета подпрограммы "Анти-ВИЧ/СПИД" в размере 812 млн. рублей для проведения бесплатного лечения ВИЧ-инфицированных, учитывая увеличение контингента больных, нуждающихся в специфическом лечении.
4. Минздравсоцразвития России, Федеральной таможенной службе рекомендовать внести предложения в Правительство Российской Федерации о снижении госпошлины и таможенных платежей за ввозимые противовирусные препараты для лечения ВИЧ/СПИД.
5. Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России, ФСКН России, Минюст России, Минкультуры России, Минобороны России, МВД России рекомендовать разработать Концепцию по профилактике ВИЧ/СПИД в образовательной среде.
6. Минобрнауки России и Минздравсоцразвития России принять действенные меры по внедрению специальных образовательных программ по борьбе с распространением наркомании и профилактике ВИЧ-инфекции среди подростков и молодежи, пропаганде здорового образа жизни в школах, учреждениях среднего и специального профессионального образования.
7. Госнаркоконтролю России, МВД России рекомендовать обязать подведомственные органы и учреждения оказать помощь и поддержку органам и учреждениям здравоохранения в реализации программ по профилактике ВИЧ/СПИД среди наркопотребителей и лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату.
8. Минпромэнерго России, Минэкономразвития России, Минздравсоцразвития России принять меры по созданию и развитию отечественного производства антиретровирусных препаратов для лечения ВИЧ/СПИД.
9. Руководителям теле-, радиокомпаний рекомендовать принять меры по созданию и размещению специальных программ, видео и аудиоматериалов по профилактике наркомании и ВИЧ-инфекции в прайм тайм.
10. Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации, руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
10.1. Провести анализ хода реализации программ по профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИД в субъектах Российской Федерации, внести предложения в органы исполнительной власти о коррективах этих программ, в соответствии с изменениями эпидемической обстановки.
10.2. Обеспечить координацию деятельности и расширение сотрудничества учреждений здравоохранения и, прежде всего, центров по профилактике и борьбе со СПИД, территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях повышения эффективности организационных и практических мероприятий направленных на противодействие распространения этой инфекции.
11. Органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
11.1. Принять действенные меры по созданию в инфекционных и крупных многопрофильных больницах надлежащих условий для оказания квалифицированной медицинской помощи больным ВИЧ/СПИД, страдающим сопутствующими заболеваниями.
11.2. Завершить работу по внедрению системы карантинизации донорской крови, обеспечить проведение отбора, обучения и медицинского освидетельствования доноров.
12. Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации:
12.1. Усилить государственный санитарно-эпидемиологический надзор за выполнением мероприятий, направленных на противодействие распространению ВИЧ-инфекции.
12.2. Запретить проведение диагностических обследований на ВИЧ-инфекцию, осуществляемых в нарушение законодательства Российской Федерации.

Г.Г.ОНИЩЕНКО


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru